Неизвестный художник. «Портрет схимонахини Нектарии – Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Неизвестный художник. «Портрет схимонахини Нектарии – Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой»

Неизвестный художник. «Портрет схимонахини Нектарии – Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой»
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Коридор картиной галереи с посетителями.

— Маргарита Константиновна, удивительное место — Шереметевский дворец в московской усадьбе Кусково, правда? Здесь потрясающая Портретная галерея! Чувствуешь себя окружённой людьми, которые жили давным-давно...

— Да, Наташенька, я понимаю, что ты хочешь сказать. Как будто окунаешься в историю, и воочию видишь перед собою лица тех, кто эту историю творил.

— Многих сразу можно узнать! Тут портрет царя Алексея Михайловича. А там — императрица Екатерина Великая. Ещё вижу патриарха Московского Филарета (Дроздова). А это кто? Какая-то монахиня...

— Перед нами, Наташенька «Портрет схимонахини Нектарии — Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой».

— Маргарита Константиновна, я запуталась! Схимонахиня Нектария, Наталья Долгорукая, Шереметева — это что, один и тот же человек?

— Верно, Наташа!

— Я всё-таки не совсем понимаю... Похоже, за этим портретом стоит какая-то необыкновенная история!

— Как ты сама, Наташенька, верно заметила, на портрете изображена монахиня. Однако до принятия пострига она была знатной женщиной — дочерью фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Кстати, владельца усадьбы Кусково, где мы сейчас находимся. Жила она в 18-м столетии.

— Значит, Долгорукая — это её фамилия в замужестве?

— Да. В 1730 году Наталья Борисовна вышла замуж за князя Ивана Алексеевича Долгорукова, ближайшего друга императора Петра Второго. Когда князь только ещё посватался к Наталье, он был влиятельными человеком в государстве.

— А потом что-то изменилось?

— Тогда же, в 1730-м, Пётр Второй скоропостижно скончался. На российский престол взошла племянница Петра Великого — Анна Иоанновна. У неё были подозрения, что влиятельный Долгоруков не хотел её воцарения, и намеревался захватить трон. Поэтому новая императрица решила выслать его в Сибирь.

— И Наталья Борисовна всё равно согласилась выйти за опального князя?!

— Родные отговаривали её от этого шага. Но Наталья искренне полюбила Ивана Алексеевича. И осталась твердой в своём выборе.

— И что же, после венчания с Долгоруковым Наталья отправилась с ним в ссылку?

— Отправилась. Далеко — в Берёзов... Это посёлок на территории современного Ханты-Мансийского округа. Там она провела 11 лет. Супруги жили в избе с земляным полом, выходили из дому только в церковь. А в 1739-м Ивана Долгорукова казнили в Тобольске....

— Как, наверное, тяжело Наталье Борисовне было всё это пережить!

— Она несла свой крест со смирением. Хранила любовь к супругу. И благодарила Бога за то, что он дал ей возможность перенести страдания и невзгоды вместе с ним.

— А что же было потом?

— Потом Анна Иоанновна помиловала вдову князя Долгорукова и разрешила ей вернуться из ссылки. Но к прежней жизни Наталья Борисовна не возвратилась. Вырастив сыновей, которые родились у них с мужем ещё в Сибири, она ушла в монастырь. Затем в 1767 году во Флоровской обители в Киеве она приняла постриг в великую схиму — высшую ступень монашества, с именем Нектария.

— И, наверное, тогда же была запечатлена на портрете, который сейчас перед нами? Если я правильно понимаю, здесь на ней уже облачение схимницы...

— Да, это монашеское облачение с особым узором так и называется — схима. Посмотри, как тщательно, с каким вниманием к деталям художник выписал его. Крест, а вокруг — тонкий растительный орнамент.

— Да, очень красиво! А кстати, кто автор этого портрета?

— К сожалению, имя живописца до нас не дошло. Однако неизвестный художник был явно незаурядного таланта.

— И, по-моему, он написал Наталью Борисовну — то есть, уже, схимонахиню Нектарию — в стилистике, близкой к иконописи!

— Ты права, Наташенька! Ведь перед нами — парсуна. Это особый тип портрета, действительно восходящий к иконописи. Яркий свет выхватывает лицо монахини из темноты фона, оно кажется таинственным, будто не от мира сего.

— А в верхнем левом углу изображён какой-то свиток. Не могу понять, что на нём написано.

— Давай-ка посмотрим... «И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу...». Это же 68-й псалом!

— Я помню его! «И облек я постом душу мою, и стал терпеть поругания; И оделся я в рубище, и стал для всех притчей... Надо мной глумились сидящие у ворот... А я возношу молитву к Тебе, Боже!». Наверное, неспроста именно эти строки художник поместил на портрет.

— Действительно, они — словно иллюстрация жизни схимонахини Нектарии — Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой.

— Вот с историей какой удивительной женщины мы сегодня познакомились в Портретной галерее музея-усадьбы Кусково!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем