Я люблю фотографировать и поэтому во все свои поездки обязательно беру с собой фотоаппарат. Но недавно, когда я собиралась в Эстонию, в моём чемодане набралось так много вещей, что для фотоаппарата просто не оказалось места. У меня, в общем-то, такой… громоздкий фотоаппарат, с большим объективом. Я вышла из положения и попросила фотоаппарат у сестры. Он у неё очень компактный, маленький и делает снимки неплохого качества.
В Эстонии мы много гуляли, ездили по окрестностям Таллина. Ходили по берегу моря и, конечно же, много фотографировались. Но вот, в последний день нашей поездки, который мы посвятили прогулкам по магазинам, случился очень неприятный инцидент. Я нечаянно уронила фотоаппарат сестры на бетонный пол одного из таллинских магазинов.
Что я испытала в этот момент – словами не передать. Примерно то же самое, что испытывал Шарик из Простоквашино, когда ружьё своё в пруду утопил. «Матроскин мне голову оторвёт!» – говорил он. Мысленно я проектировала нечто подобное.
Аппарат, в конечном итоге, оказался живым, но – сильно поцарапанным и со колотым краем. И мысли об этом, конечно, очень омрачили мои впечатления от отпуска. Домой я возвращалась с тяжёлым сердцем, а потом ещё целую неделю не могла сказать сестре о случившемся. Рассказала мужу.
– Да ладно, – попытался успокоить он меня, – подумаешь, поцарапала. Я бы совсем не расстроился.
– Что ты! – отвечаю я, – она мне голову оторвёт! Знаешь, как будет ругаться…
– А ты уверена, что будет именно так? – усмехнулся муж.
– Да я точно знаю! Смотри, какой скол!
Наконец, пришло время всё рассказать. Сестра в тот день приехала очень весёлая, радовалась моим подаркам из Эстонии, расспрашивала о поездке. Я была сама не своя. «Ну вот. Вот сейчас. Сейчас я ей скажу и… начнётся».
– Слушай… – начала я и закусила губу.
– Что? – заволновалась сестра.
– В общем… Я уронила твой фотоаппарат на пол в магазине.
Протягиваю ей чехол и мысленно готовлюсь к шторму в сто баллов.
– Он работает? – робко спрашивает сестра.
– Да, но вот… смотри, – открываю чехол, показываю на сколотый край.
– Фу, ну ты меня напугала! Подумаешь, царапина! Работает – и ладно! Ты фотографии все из него перекинула, я могу забрать?
Я даже не знала, что на это сказать. В моей голове уже нарисовались картины бури… манипуляций с моей головой, с упрёками в безответственности за чужие вещи… А тут – не то, что упрёков нет, так ещё и волнуются: перекинула ли я свои фотографии на компьютер.
Сейчас, когда всё позади, мне стыдно вспоминать этот случай. И даже не потому, что я взяла чужую вещь и испортила её. А потому, что я самовольно дала себе право «точно знать», как отреагирует другой человек в ответ на неприятное известие. И мне кажется, эта история – без претензий на уникальность. Ведь все мы часто проектируем последствия наших действий, ориентируясь лишь на свой личный опыт. На свои привычки.
Там, в Таллине, я нарисовала себе ошибочное развитие событий только потому, что подменила реакцию сестры – своей собственной. Я просто представила себя я на её месте. А в момент кульминации, ошибка моих расчётов проявилась на моей совести… как отснятый кадр – на матрице. Вот только жаль, что распечатать этот снимок нельзя, а то – повесила бы на видное место. Чтобы не забыть.
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











