
Вот уже несколько недель каждый вечер, когда часы на башне Нижегородского Кремля отбивали без четверти шесть, к зданию городской Думы подъезжала пролётка. Извозчик кого-то терпеливо ждал. Иногда ждать приходилось долго, но извозчик не трогался с места, пока из подъезда Думы не выходил высокий, худощавый господин в добротном сюртуке из дорогого сукна и французской шляпе. Заметив пролётку, человек качал головой и восклицал:
— Братец ты мой, опять приехал!
Извозчик спрыгивал с козел, открывал дверцу и усаживал господина в коляску. Довозил его до большого каменного дома в центре города, а когда господин, прощаясь, опускал руку в карман сюртука за кошельком, извозчик упрямо заявлял: «И не думайте, барин! Денег с вас ни за что не возьму!» — и уезжал. А на другой день снова подгонял пролётку к подъезду Думы, и картина почти в точности повторялась...
Господина в сюртуке и шляпе звали Фёдор Петрович Переплётчиков. Он был городским головой Нижнего Новгорода. В должность Переплётчиков вступил недавно, но уже успел съездить в Петербург на аудиенцию к самому императору Николаю Первому. И смог добиться того, о чём извозчики просили градоначальников Нижнего на протяжении многих лет: из крестьянского сословия их перевели в мещанское. А это означало для них, ни много ни мало, избавление от крепостной зависимости и барского оброка — ведь едва ли не большую половину заработанного извозчики, будучи крепостными крестьянами, были вынуждены отдавать своим хозяевам.
С тех самых пор и появилась возле Городской Думы та пролётка. «Вы нас из бедности да из нужды вытащили», — передавал извозчик Переплётчикову слова благодарности от своих товарищей. И стал делегатом от всех благодарных нижегородских извозчиков, встречая городского голову со службы и отвозя домой.
Фёдор Петрович, несмотря на то, что родился в богатой купеческой семье и рос в достатке, никогда не оставался равнодушным к нуждам ближних. Сказалось отцовское воспитание: академическому образованию для сына родитель Переплётчикова предпочёл Евангельскую науку милосердия, любви и сострадания. Мальчик с детства видел, как отец раздаёт милостыню, жертвует храмам и монастырям, опекает бедняков и сирот. Став наследником семейного капитала и бизнеса, Фёдор пошёл по его стопам.
Вскоре чуткого, щедрого, доброго купца Переплётчикова нижегородцы захотели видеть своим градоначальником. Фёдор Петрович вступил в эту должность в непростое для России время: шла Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года. Спасаясь от наполеоновской армии, в Нижний приехали беженцы. Не раздумывая, Переплётчиков предоставил для их размещения собственный дом.
Однако Фёдор Петрович заботился о людях не только на своём высоком посту. К примеру, в тысяча восемьсот тридцать втором году, уже не будучи в должности, Переплётчиков передал в городскую собственность шесть принадлежавших ему лавок на Никольском базаре с условием, что доходы с них будут направляться «для пособия бедным согражданам».
Переплётчиков с усердием заботился о храмах. На его пожертвования была капитально отремонтирована Варварская церковь, а в Благовещенском соборе Фёдор Петрович на собственные средства заменил ветхий иконостас на новый. С его щедрой помощью в тысяча восемьсот тридцать четвёртом году был перестроен Спасо-Преображенский Собор.
Духовное завещание Переплётчикова ещё раз подтвердило щедрость и широту сердца этого человека. После смерти городу достался большой дом на Рождественской улице, доходы с которого по распоряжению Фёдора Петровича предназначались для поддержания бедных и обездоленных. Ещё один дом, на Кожевенной улице, Переплётчиков завещал на устроение гостиницы для нищих и бездомных.
«Проводить в последний путь купца Переплётчикова вышел весь город», — писали в тысяча восемьсот сорок пятом местные газеты. С тех пор прошло много лет, а имя Фёдора Петровича по-прежнему не сходит со страниц нижегородской прессы. Люди помнят этого щедрого человека и его добрые дела.
Все выпуски программы Имена милосердия
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов