
Вот уже несколько недель каждый вечер, когда часы на башне Нижегородского Кремля отбивали без четверти шесть, к зданию городской Думы подъезжала пролётка. Извозчик кого-то терпеливо ждал. Иногда ждать приходилось долго, но извозчик не трогался с места, пока из подъезда Думы не выходил высокий, худощавый господин в добротном сюртуке из дорогого сукна и французской шляпе. Заметив пролётку, человек качал головой и восклицал:
— Братец ты мой, опять приехал!
Извозчик спрыгивал с козел, открывал дверцу и усаживал господина в коляску. Довозил его до большого каменного дома в центре города, а когда господин, прощаясь, опускал руку в карман сюртука за кошельком, извозчик упрямо заявлял: «И не думайте, барин! Денег с вас ни за что не возьму!» — и уезжал. А на другой день снова подгонял пролётку к подъезду Думы, и картина почти в точности повторялась...
Господина в сюртуке и шляпе звали Фёдор Петрович Переплётчиков. Он был городским головой Нижнего Новгорода. В должность Переплётчиков вступил недавно, но уже успел съездить в Петербург на аудиенцию к самому императору Николаю Первому. И смог добиться того, о чём извозчики просили градоначальников Нижнего на протяжении многих лет: из крестьянского сословия их перевели в мещанское. А это означало для них, ни много ни мало, избавление от крепостной зависимости и барского оброка — ведь едва ли не большую половину заработанного извозчики, будучи крепостными крестьянами, были вынуждены отдавать своим хозяевам.
С тех самых пор и появилась возле Городской Думы та пролётка. «Вы нас из бедности да из нужды вытащили», — передавал извозчик Переплётчикову слова благодарности от своих товарищей. И стал делегатом от всех благодарных нижегородских извозчиков, встречая городского голову со службы и отвозя домой.
Фёдор Петрович, несмотря на то, что родился в богатой купеческой семье и рос в достатке, никогда не оставался равнодушным к нуждам ближних. Сказалось отцовское воспитание: академическому образованию для сына родитель Переплётчикова предпочёл Евангельскую науку милосердия, любви и сострадания. Мальчик с детства видел, как отец раздаёт милостыню, жертвует храмам и монастырям, опекает бедняков и сирот. Став наследником семейного капитала и бизнеса, Фёдор пошёл по его стопам.
Вскоре чуткого, щедрого, доброго купца Переплётчикова нижегородцы захотели видеть своим градоначальником. Фёдор Петрович вступил в эту должность в непростое для России время: шла Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года. Спасаясь от наполеоновской армии, в Нижний приехали беженцы. Не раздумывая, Переплётчиков предоставил для их размещения собственный дом.
Однако Фёдор Петрович заботился о людях не только на своём высоком посту. К примеру, в тысяча восемьсот тридцать втором году, уже не будучи в должности, Переплётчиков передал в городскую собственность шесть принадлежавших ему лавок на Никольском базаре с условием, что доходы с них будут направляться «для пособия бедным согражданам».
Переплётчиков с усердием заботился о храмах. На его пожертвования была капитально отремонтирована Варварская церковь, а в Благовещенском соборе Фёдор Петрович на собственные средства заменил ветхий иконостас на новый. С его щедрой помощью в тысяча восемьсот тридцать четвёртом году был перестроен Спасо-Преображенский Собор.
Духовное завещание Переплётчикова ещё раз подтвердило щедрость и широту сердца этого человека. После смерти городу достался большой дом на Рождественской улице, доходы с которого по распоряжению Фёдора Петровича предназначались для поддержания бедных и обездоленных. Ещё один дом, на Кожевенной улице, Переплётчиков завещал на устроение гостиницы для нищих и бездомных.
«Проводить в последний путь купца Переплётчикова вышел весь город», — писали в тысяча восемьсот сорок пятом местные газеты. С тех пор прошло много лет, а имя Фёдора Петровича по-прежнему не сходит со страниц нижегородской прессы. Люди помнят этого щедрого человека и его добрые дела.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер