
— Паша, проснулся уже? Хорошо выспался?
— Да, дядя Андрей, спасибо! Люблю у тебя ночевать! Здесь по утрам такое солнце, что сразу на душе радостно. К тому же каникулы начались, торопиться никуда не надо. Достал вот подшивку журнала «Художник», листаю. И, кажется, сделал открытие!
— А я, пока ты спал, в магазин сбегал за свежими пирожками. Давай завтракать! И рассказывай скорее, что же ты открыл!
— Ну, слушай! Рассматривал я сейчас репродукцию картины Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка». Помнишь её?
— С детства помню! Картина 1954 года, я по ней в школе сочинение писал. И даже видел это полотно своими глазами — оно хранится в художественном музее в городе Горловка Донецкой республики. Художник изобразил сценку забавную и в то же время грустную — мальчик лет десяти летом корпит над уроками, вместо того чтобы гулять с другими ребятишками. Дай-ка мне журнал, освежу в памяти произведение.
— На, посмотри. Я обнаружил здесь одну потрясающую деталь! Интересно, заметишь ты её?
— Ты меня заинтриговал, Паша! Полотно насыщено подробностями, которые могут привлечь внимание. Тут показан угол деревенского дома. Главный герой сидит за столом, покрытым синей скатертью. Перед ним тетрадка и куча книжек. Но эти предметы не интересны сорванцу. Он надулся обиженно, подпирает головушку рукой, грызёт карандаш. Невесело мальчишке!
— Совсем другое выражение лиц у его товарищей, которые заглядывают в окошко.
— Да, они воодушевлены! Кажется, кричат бедолаге: «Пойдём скорее гулять!». Художник показал резкую границу тени и света, чтобы подчеркнуть разницу в настроении персонажей. В комнате сумерки, а за окном сияет солнце, от которого, как ты верно заметил сегодня, радостно на душе. Один луч света проник в дом, лежит жарким пятном на полу и тоже, кажется, зовёт на приволье.
— А нельзя! В самом центре солнечного пятна — клубок ниток. Значит, где-то рядом бабушка, которая следит, чтоб внучек готовился к переэкзаменовке.
— Верно! Саму бабушку не видно, но её присутствие на картине несомненно. Эта деталь стала твоим открытием?
— Деталь потрясающая! Но я больше удивился, разглядев, что за картина висит над столом у мальчика! Это же известное произведение «Опять двойка», в котором тот же персонаж показан прогульщиком и лодырем!
— Полотно «Опять двойка» тоже написал Фёдор Решетников, только двумя годами ранее. Художник остроумно процитировал сам себя, помогая зрителю разобраться, почему школьник вынужден летом готовиться к переэкзаменовке.
— Явно не из-за болезни! В разгар учебного года он катался с горки на собственном портфеле, вместо того чтобы заниматься.
— Ты как будто осуждаешь бедного мальчишку?
— Порицаю! А разве не этого добивался художник, обличая героя сразу в двух картинах?
— Ну что ты, нет, конечно! Осуждать — последнее дело. Фёдор Решетников жалеет своего двоечника. И предостерегает прочих школьников, что иногда лишняя воля заводит в неволю. Да и не только школьников. Ты вон тоже чуть сессию в институте не завалил, скейтом увлёкшись.
— Да уж, не напоминай лучше! Вовремя я за ум взялся. А то бы сейчас сидел над учебниками, как герой картины Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка». Надо это произведение в школьную программу включить. Пусть дети на чужих ошибках учатся быть ответственными!
Картину Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка» можно увидеть в Горловском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема