Евграф Кухтерин

* Поделиться

Торговый дом Евграф Кухтерин и сыновьяПостройка Сибирского тракта – самой длинной в мире дороги, соединившей центральную Россию с Сибирью и – далее – с Китаем – значительно расширило круг людей, которые профессионально или по-любительски занялись не только извозом, но и удовлетворением нужд проезжего люда. Сформировалась огромная инфраструктура, включавшая в себя множество предприятий – от складов фуража и постоялых дворов, до ремонта средств передвижения и оказания транспортных услуг. В этом, если можно так назвать, сообществе большой дороги сложились свои обычаи, нравы, песни и легенды.

Эдакое огромное сообщество, которое просто должно было породить короля, пусть и в переносном смысле.

И, пожалуй, такой король был – томский миллионер Евграф Кухтерин, король извозчиков, на которого работали тысячи лучших ямщиков по всему Сибирскому тракту. Собственно, основные деньги он и сделал на извозе. И не случайно: предки его – профессиональные ямщики - были переселены в Сибирь еще при Борисе Годунове как раз с целью развития в этих отдаленных районах извоза и связи.

Ходили слухи, что Евграф Кухтерин нажил свои первые деньги грабежом, чем в Сибири, действительно, кое-кто промышлял. И чего греха таить – и капитал наживал, и в купцы выбивался.

Однако исследователи, вопреки всем слухам, утверждают, что никакой уголовщины в жизни Кухтерина не было. Судя же по его делам, выбился он в миллионеры исключительно благодаря своим недюжинным способностям и, что еще важнее – благодаря высокому профессионализму и отличному знанию специфики своего ямщицкого дела. Сначала занимался извозом сам, хорошо изучил дело, зарекомендовал себя человеком ответственным и честным. Потом перешел к тому, что начал в связи с увеличивающимся количеством заказов нанимать на работу людей сторонних…

И дело пошло… Да как пошло! Для примера скажем, что документы утверждают, что зимою 1886-1887 годов транспортная контора Евграфа Кухтерина перевезла 750 тысяч пудов различных грузов. В этих перевозках участвовали 3 тысячи ямщиков, которые управляли 15-тью тысячами возов.

И это при том, что всего в ту зиму через Томск прошло около 70 тысяч возов. Из чего по самым скромным подсчетам следует, что предприятие Кухтериных перевезло за зиму пятую часть всех транзитных грузов Сибирского тракта.

Не зря как-то Евграф Кухтерин хвалился, что, ежели захочет остановить движение по тракту - остановит.

Вот такой он был, король Сибирского тракта…

Другие программы
Во что мы верим
Во что мы верим
Сказания о Русской земле
Сказания о Русской земле
Александр Дмитриевич Нечволодов - русский генерал, историк и писатель, из под пера которого вышел фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле». Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго. В данной программе звучат избранные главы книги Александра Дмитриевича.
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.
Родники небесные
Родники небесные
Архивные записи бесед митрополита Антония Сурожского, епископа Василия Родзянко, протопресвитера Александра Шмемана и других духовно опытных пастырей. Советы праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святителя Николая Сербского и других святых. Парадоксы Гилберта Честертона и Клайва Льюиса, размышления Сергея Фуделя и Николая Бердяева. Вопросы о Боге, о вере и о жизни — живыми голосами и во фрагментах аудиокниг.

Также рекомендуем