В сентябре 1941-го года немцы бомбили подступы к Полтаве. Детский врач Евгения Двойникова — молодая 25-летняя женщина, сидела в кабинете директора Полтавского горздравотдела.
— Тут вот какое, товарищ Двойникова, дело — отводя взгляд в сторону, протянул директор. — Руководство города не успело эвакуировать детский дом. Теперь об этом уже речи быть не может, враг подступил вплотную. Ну а Вы — педиатр, с детьми ладить умеете. Так что решено доверить вам руководство детским домом на время оккупации города. С вашего согласия, разумеется.
Как же так — в город с минуты на минуту ворвутся немцы, а ей предлагают остаться? Но в следующую секунду перед лицом женщины встали глаза несчастных сирот.
— Я согласна! — твёрдо сказала Евгения.
Так Евгения Ивановна Двойникова осталась в оккупированной Полтаве с тремястами детьми на руках. А вскоре их количество стало увеличиваться: многие родители оставляли своих чад у порога детского дома в надежде, что здесь они не умрут от голода.
А между тем, заготовленные в спешке запасы провизии быстро таяли. Евгения понимала: ещё день, от силы два — и кормить детей будет нечем. Но где достать такое количество продуктов в оккупированном городе?!
«Разве что у немцев!», — в отчаянии бросила бухгалтер детского дома, когда Двойникова пришла к ней посоветоваться. И вдруг Евгению осенило: ну конечно! Нужно пойти к немцам и попросить помощи. У них тоже есть дети, вдруг они поймут... И Евгения Ивановна отправилась в немецкую комендатуру.
Разговаривая с нацистским офицером, Евгения про себя молилась, чтобы вместо помощи фашисты не причинили детям вреда. О себе она не думала. Комендант с удивлением смотрел на худенькую молодую женщину, что-то горячо доказывающую ему на не очень хорошем немецком. Наконец, он сказал: «Дети... Да, детей нужно кормить!»
Так в детский дом стали поступать консервы, крупы, молоко, медикаменты. Вскоре Двойникова каким-то чудом, под предлогом эпидемии, выхлопотала у немцев разрешение повесить на двери детдома табличку, запрещающую, кому бы то ни было, кроме персонала, заходить в его помещение. Это позволило Евгении Ивановне укрывать и спасать от неминуемой гибели десятки еврейских детей.
Когда настала долгожданная победа, Евгения радовалась: за время войны не погиб ни один воспитанник остались в живых и все 45 человек персонала. Но уже в августе 1945-го женщину вызвали в НКВД и объявили фашистской пособницей.
— Что же я должна была делать, ведь на мне лежала ответственность за жизни детей, их нужно было чем-то кормить! — возразила Евгения Ивановна на нелепое обвинение.
— Лучше бы эти дети умерли от голода, но вы бы остались честным человеком — ответили ей.
Двойникову приговорили к расстрелу как врага народа, затем приговор всё-таки изменили на 10 лет лагерей. Так советская власть отблагодарила Евгению Ивановну за то, что в тяжелейшее время она сохранила детские жизни.
В 1993 году Евгению Двойникову реабилитировали. Она прожила долгую жизнь и не жаловалась на то, как непросто она сложилась. Все, кто хоть немного знал эту удивительную женщину, говорили, что для неё просто не существовало плохих людей — всех она считала хорошими и добрыми. Только так, говорила Евгения Иановна, и можно жить счастливо.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 244 зач., III, 1-8.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Довольно непросто представить себе такое общество, в котором не было бы иерархии: люди отличаются друг от друга, и неизбежно найдутся те, кто возьмёт на себя бремя принятия решений, те, кто станут интеллектуальными лидерами, найдутся и люди попроще, они будут стремиться к жизни тихой и незаметной, у них не будет ни желания, ни амбиций для чего-то большего. Иерархия складывается везде, есть она и в Церкви, более того, Церковь невозможно представить без иерархической вертикали, но если кто-то решит, что то или иное положение в обществе и Церкви означает привилегии в отношениях со Христом, то такого человека в перспективе могут ждать не самые приятные открытия. Именно об этом написал апостол Павел в 3-й главе своего Послания к Филиппийцам, отрывок из которого звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
В обществе Древнего Израиля тоже была своя иерархия, на вершине которой были те люди, которые имели безупречную родословную, предки которых не запятнали себя грехами и недостойными благочестивого иудея занятиями. Апостол Павел был из числа таких людей, именно об этом он написал в только что прозвучавшем отрывке Послания к Филиппийцам. С точки зрения иудаизма Павел был совершенно безупречен, безупречны были и его предки. Если бы апостол считал всё это имеющим хоть какое-то значение в деле спасения, то он не стал бы отказываться от своего места в структуре еврейского общества. Однако Павел от всего отказался, причину отказа он выразил так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою» (Флп. 3:7). На этой мысли апостол не остановился, и далее он написал, что не только свои преимущества в еврейском обществе он считает ничем, он ко всему прочему относится точно так же, и ценность имеет лишь познание Господа Иисуса Христа (см. Флп. 3:8).
Апостолу Павлу довелось жить в переломное время: Ветхий Завет утратил свою силу, пришло время Нового Завета, апостол стал одним из тех людей, кто на собственном примере показывал, что означает жизнь не по плоти, а по духу. Именно с этим связаны и прозвучавшие сегодня слова, которые не имеют к нам непосредственного отношения, ведь никто из нас не может себя назвать фарисеем в прямом смысле этого слова.
Однако приходя ко Христу, если, конечно, мы хотим Его познать, нам, как и апостолу Павлу, необходимо начать считать ничем всё, кроме Христа. Конечно, речь здесь не идёт о людях, а о том, что мы привыкли считать своим по праву. Сюда же можно отнести и наше иерархическое положение в обществе, в том числе и в обществе церковном. Одна из опасностей духовной жизни состоит как раз в том, что есть вероятность перепутать своё иерархическое положение и успехи на пути познания Христа. Апостол Павел, который, отбросив свои еврейские привилегии, не стал кичиться привилегиями апостольскими, — прекрасный пример того, как должен поступать стремящийся ко Христу человек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приёмная семья собирает средства на операцию для дочери
Катя живёт в селе в Красноярском крае. Ей 13 лет, она добра и открыта к общению, однако среди сверстников чувствует себя некомфортно из-за особенностей здоровья.
В 4 года Катю укусил энцефалитный клещ. В то время мама о ней совсем не заботилась, и девочка не получила должного ухода и лечения. У ребёнка возникли серьёзные осложнения: некоторые мышцы тела парализовало и со временем появилось искривление позвоночника. Маму Кати лишили родительских прав, а девочку забрали в приют. Вскоре о беде ребёнка узнала большая и дружная семья Рудневых, которая взяла её под опеку. «Несмотря на все тяготы, что ей пришлось пережить, Катюша растёт нежной, искренней и чуткой. Мы сразу прониклись к ней сочувствием и любовью», — рассказывает приёмная мама Любовь. Семья окружила Катю вниманием, заботой и необходимым ей уходом, но проблемы со здоровьем никуда не делись, а в подростковом возрасте только ухудшились.
Сильное искривление позвоночника не даёт девочке ровно держать голову, свободно дышать и нормально двигаться. Ситуацию улучшит только сложная операция, которую готовы провести в Москве. Стоит она больше миллиона рублей. «В нашей семье много любви и желания помочь Катюше. Но собрать за короткий срок такую сумму на лечение мы не в силах», — говорит мама Любовь. Поэтому семья Рудневых из Красноярского края обратилась в фонд «Помоги спасти жизнь». Прочитать полную историю Кати и поддержать девочку можно на сайте фонда: https://pszh.ru/Katiya/
Также вы можете отправить СМС на номер 3443 со словом «Дар» и любой суммой, например, «Дар 100». Собранные средства пойдут на помощь Кате.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы романа «Братья Карамазовы». Татьяна Касаткина
У нас в студии была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Татьяна Касаткина.
Разговор шел о духовных смыслах и образах героев романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», в частности о том, какая роль и значение отведено в романе Смердякову — незаконнорожденному сыну Федора Карамазова.
Все выпуски программы Светлый вечер