За то, что Евгений Поселянин стал писателем, мы должны сказать спасибо святому старцу Амвросию Оптинскому. Это он благословил только что окончившего университет молодого человека на литературный труд, и даже подсказал ему тему первого произведения. Произошло это в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году; с тех пор на протяжение четверти века Евгений Поселянин радовал и удивлял читателей своими необыкновенно чистыми, искренними и вдохновенными книгами о православной вере, изложениями житий святых и богословскими размышлениями. Одна из этих книг – «Святые вожди земли Русской» - вполне могла бы до нас и не дойти, так как после революции оказалась на полке спецхрана Лубянки. Но, к счастью, настали другие времена, и сегодня мы можем читать её, не наспех переписанную кем-то от руки, а красиво изданную и великолепно проиллюстрированную.
На первый взгляд, в книге вроде бы нет чего-то принципиально нового. Все знают, к примеру, о том, как обратилась в христианство княгиня Ольга и как была крещена Русь. Но почему-то в изложении Поселянина эти знакомые вроде бы истории воспринимаются совершенно по-иному! Возможно, дело в том, что автор, пусть и не претендуя на историческую новизну, и порой даже не вдаваясь в детали, тем не менее, сумел по-настоящему глубоко погрузить читателя в те события, о которых он пишет.
А чтобы в книге «Святые вожди земли Русской» всё было по-настоящему правдиво, Евгений Поселянин не стремился «сгладить углы»: да, Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть своего супруга, а князь Владимир захватил киевский престол силой. Но эти факты из их дохристианской биографии убедительно доказывают, что без православия, в корне изменившего языческое сознание наших предков, мы, скорее всего, ещё долго оставались бы на примитивно-первобытном уровне развития…
Может быть, для кого-то эта книга откроет и новые имена – ведь не все русские князья упоминаются так часто, как вышеназванные Ольга и Владимир. Интересна и колоритна, к примеру, фигура княгини Анны Всеволодовны, более известной как княгиня Янка – так называли её в кругу семьи, и даже некоторые жития этой святой повторяют не официальное, а именно это, милое и домашнее её имя. Янка основала первую в Европе женскую школу и сама же руководила ею.
Но самое главное - перевернув последнюю страницу книги «Святые вожди Земли Русской», с удивлением понимаешь, что Евгению Поселянину удалось поговорить с читателем о государственных делах России, совершенно не вдаваясь в политику! Разговор и без этого получился познавательным и интересным.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.