
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







