
Евгений Максимович Примаков, советский и российский государственный деятель, всю жизнь посвятил служению народу. Такими словами по сей день вспоминают его и бывшие коллеги — высокопоставленные политики, и граждане России, которые застали «примаковские времена». Президент Российской Федерации Владимир Путин признался однажды, что Евгений Примаков для него — пример глубокой любви к Родине, благородства, надёжности и порядочности.
Когда в конце 80-х годов ХХ века Примаков пришёл в большую политику, за плечами у него был весьма неплохой опыт. Востоковед по образованию, Евгений Максимович успел поработать на Гостелерадио — главным редактором отдела вещания на арабские страны. Потом несколько лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в городе Каире. И та, и другая должность подразумевала умение налаживать и поддерживать дипломатические контакты. У тактичного, доброжелательного Примакова это прекрасно получалось. Параллельно с работой за рубежом Евгений Максимович вёл научную деятельность: он защитил докторскую диссертацию по политической экономике. В 1977 году возглавил Институт Востоковедения Академии наук СССР. На этом фоне закономерным стало его назначение в 1991-м главой Службы внешней разведки, а в 96-м — Министром иностранных дел. На этой должности он самоотверженно служил интересам Родины вплоть до 1998-го года, когда грянул мировой финансовый кризис, и страна в одночасье оказалась на краю экономической пропасти. В это сложное, переломное время, Евгений Примаков стал человеком, который в буквальном смысле спас Россию.
В августе 1998-го года произошёл дефолт. Обесценились деньги. У предприятий стали накапливаться долги по зарплате. Именно в это время Примаков возглавил Правительство. До этого несколько человек отказались от поста премьер-министра. Никому не хотелось тащить груз огромных проблем страны. А Примаков взял на себя эту ношу. Чтобы помочь выжить миллионам людей, правительство под его руководством строго контролировало цены на лекарства, продукты и товары первой необходимости. И постепенно жизнь вошла в колею: заработала промышленность, поднялись зарплаты.
В отставку Примаков ушёл в мае 1999. Коллеги Евгения Максимовича вспоминали: политик всегда жил по принципу «будь добр, и добро к тебе вернется». Когда у кого-то из знакомых возникали проблемы, он откладывал важные дела и спешил помочь. В 2002-м году Примаков учредил Благотворительный фонд помощи детям. Организация заботилась о беспризорниках, ребятах, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Евгений Максимович перечислял в Фонд все гонорары от издания своих книг. Отдал он детям и престижную Демидовскую премию, которую получил в 2012 году за вклад в сфере государственного строительства. На эти средства в детских домах были оборудованы современные компьютерные классы. Фонд Примакова работает и по сей день. За всё время существования организации удалось помочь более, чем миллиону обездоленных детей из многих российских регионов.
Люди любили и уважали Евгения Примакова за порядочность, за то, что на любом государственном посту он думал, прежде всего, о своём народе. На отпевании политика Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл назвал его великим человеком, жившим по совести, а значит, по закону Божьему. Отношение к жизни и людям Евгений Максимович Примаков выразил в одном из своих стихотворений о любви к ближнему: «Мне не надо ни должностей, ни званий, ни наград. Только был бы человек рядом...»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер