
Евгения Гагарина называют «неизвестным именем русской литературы». А те, кому с его прозой всё же посчастливилось познакомиться, утверждают: писателя можно смело назвать продолжателем чеховской и бунинской литературных традиций. До 90-х годов 20 века Гагарин издавался только за рубежом, куда в 1933-м эмигрировал по идеологическим соображениям. В СССР он попал в обойму неугодных писателей, на чьё творчество властями было наложено табу. Поэтому отечественный читатель не так давно начал открывать для себя Евгения Гагарина. А издательство «Никея» выпустило повесть писателя под название «Поездка на Святки».
Читая книгу, быстро понимаешь, почему она не могла быть опубликована в советской России. Гагарин открыто идеализирует старый, дореволюционный уклад жизни.
При этом любопытно, что самой Советской власти Евгений Гагарин в повести «Поездка на Святки» не касается вовсе. События, описанные в книге, происходят за несколько лет до Октября 1917-го года. Герой произведения, гимназист Андрей Воронихин едет на Рождественские каникулы домой, в родительское имение — село, затерянное в Архангельских лесах. И туда уже докатывается предчувствие чего-то неотвратимого: «земля гудит», — слышит Андрей от крестьян.
Но, кажется, что может случиться плохого, когда скоро Рождество, и долгая ночная служба в церкви, и мальчишеские хождения со Звездой по домам — славить Христа. И будто видишь своими глазами, как синеет вечерний горизонт и обитатели большого дома ложатся вздремнуть перед праздничным Богослужением, а из сеней доносится хвойный аромат ёлки, которую завтра утром будут наряжать всей семьёй.
И всё же финал повести словно намекает на то, что вскоре её герою, как и самому автору и всей России, предстоит расстаться с этой привычной, размеренной жизнью. Такой символизм улавливается в эпизоде, когда после каникул Андрюша уезжает обратно в гимназию, и из везущих его и удаляющихся в снежную мглу саней хочет разглядеть родной дом. Но тот уже исчез в наступивших сумерках, и у мальчика возникает щемящее чувство, что это — навсегда...
Писатель не скрывает от читателей своей светлой грусти по безвозвратно для него ушедшему — но делает это без горечи, с любовью. Чувствуется, что просит нас ценить каждый отпущенный Богом миг. Ведь он может не повториться, как та «Поездка на Святки», удивительной атмосферой которой Евгений Гагарин с нами поделился.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема