Евгения Гагарина называют «неизвестным именем русской литературы». А те, кому с его прозой всё же посчастливилось познакомиться, утверждают: писателя можно смело назвать продолжателем чеховской и бунинской литературных традиций. До 90-х годов 20 века Гагарин издавался только за рубежом, куда в 1933-м эмигрировал по идеологическим соображениям. В СССР он попал в обойму неугодных писателей, на чьё творчество властями было наложено табу. Поэтому отечественный читатель не так давно начал открывать для себя Евгения Гагарина. А издательство «Никея» выпустило повесть писателя под название «Поездка на Святки».
Читая книгу, быстро понимаешь, почему она не могла быть опубликована в советской России. Гагарин открыто идеализирует старый, дореволюционный уклад жизни.
При этом любопытно, что самой Советской власти Евгений Гагарин в повести «Поездка на Святки» не касается вовсе. События, описанные в книге, происходят за несколько лет до Октября 1917-го года. Герой произведения, гимназист Андрей Воронихин едет на Рождественские каникулы домой, в родительское имение — село, затерянное в Архангельских лесах. И туда уже докатывается предчувствие чего-то неотвратимого: «земля гудит», — слышит Андрей от крестьян.
Но, кажется, что может случиться плохого, когда скоро Рождество, и долгая ночная служба в церкви, и мальчишеские хождения со Звездой по домам — славить Христа. И будто видишь своими глазами, как синеет вечерний горизонт и обитатели большого дома ложатся вздремнуть перед праздничным Богослужением, а из сеней доносится хвойный аромат ёлки, которую завтра утром будут наряжать всей семьёй.
И всё же финал повести словно намекает на то, что вскоре её герою, как и самому автору и всей России, предстоит расстаться с этой привычной, размеренной жизнью. Такой символизм улавливается в эпизоде, когда после каникул Андрюша уезжает обратно в гимназию, и из везущих его и удаляющихся в снежную мглу саней хочет разглядеть родной дом. Но тот уже исчез в наступивших сумерках, и у мальчика возникает щемящее чувство, что это — навсегда...
Писатель не скрывает от читателей своей светлой грусти по безвозвратно для него ушедшему — но делает это без горечи, с любовью. Чувствуется, что просит нас ценить каждый отпущенный Богом миг. Ведь он может не повториться, как та «Поездка на Святки», удивительной атмосферой которой Евгений Гагарин с нами поделился.
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.
14 декабря. О пророчествах Пророка Наума
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Пророка Наума, жившего в седьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы смотрим на икону пророка Божия Наума, то можем увидеть его изображенным со свитком. Так всегда в церковной иконографии изображаются пророки Божии. Каждый пророк держит в своих руках свиток со своей книгой.
Самой полезной формой почитания пророков Божиих будет для нас в день памяти пророка Наума открыть его книгу в Священном Писании и прочесть.
Все выпуски программы Актуальная тема