В книжном магазине всегда бывает трудно пройти мимо полки с произведениями о Великой Отечественной войне, не задержавшись, и хотя бы не перелистав некоторые из них: ведь тема эта навсегда останется священной, животрепещущей. А мимо военного сборника издательства «Никея» под названием «Это мы, Господи», пройти не то, что трудно, а решительно невозможно: о том, что эта книга – особенная, красноречиво свидетельствует уже её необычный внешний вид.
Обложка из грубого, с тёмными пятнами, словно сохранившегося с тех грозовых лет, картона; а под ней – имена, перед которыми невольно склоняешь голову, и которые говорят сами за себя. Даниил Гранин, Константин Воробьёв, Василь Быков, Виктор Астафьев, Александр Солженицын – писатели-фронтовики, прошедшие войну, и оставившие о ней ни с чем не сравнимые, пронзительные и исповедальные воспоминания в своих художественных произведениях.
Впрочем, «воспоминания о войне» - пожалуй, слишком обобщённая характеристика для тех повестей и рассказов, которые вошли в книгу «Это мы, Господи». Ведь их особенность и необычность - еще и в том, что, несмотря на именитость и известность авторов, произведения эти в советские годы, да и долге время спустя, либо публиковались с большим трудом, либо не публиковались вовсе. Ибо в своей глубинной сути все они содержали не слишком, по мнению пропаганды, подходящую к образу советского солдата. жажду жизни!
А ведь это совсем не тот отчаянный, животный страх за жизнь, который заставлял многих пленных становится полицаями и надзирателями, вовсе нет! Молодой лейтенант Сергей Костров – герой повести Константина Воробьёва, по заглавию которой назван весь сборник, очень хочет жить, но не идёт на сделку, а бежит из плена – бежит на обмороженных ногах, бежит снова и снова, потому что готов умереть за родную землю только в бою; потому что, несмотря на почерневшее лицо и седину, ему всего двадцать три, и надежду остаться в живых у него никто не имеет права отнять. И повесть эта, кстати, во многом автобиографична.
Как, впрочем, и все произведения в этом сборнике. Как рассказ Виктора Астафьева «Мелодия Чайковского», в котором насквозь прозябшего, неделями уже не вылезавшего из промокшей одежды и обуви солдата возрождает к жизни чудесная музыка.
Говорят, в окопах не бывает атеистов. Герои произведений сборника своей искренней верой в Бога посреди смерти и ада войны ещё раз доказывают это. Их крик «Это мы, Господи!» выражает мольбу и надежду.
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема