
Архимандрит Хрисанф со своим сыном, двоюродным братом Александром Михайловичем Щетковским (помощником инспектора Донской духовной семинарии) и его супругой – Анной Федоровной Щетковской, урожденной Поповой. Фотоателье С.А. Ханжонкова. Новочеркасск.
1900 год, февраль, Корея. На дворе только-только открытой русской духовной миссии в Сеуле непривычно многолюдно.
— Удивительное дело, Иона! Почему столько народу набежало? — обратился к своему помощнику начальник миссии — архимандрит Хрисанф (Щетковский).
— Отче, да вот газеты пишут, что русский миссионер каждому крестившемуся корейцу будет выдавать по десять долларов.
По собравшимся корейцам было видно, что пришли они действительно ради денег. Отец же Хрисанф мнимому миссионерскому успеху, крещению сразу сотен корейцев предпочёл долгую и кропотливую работу по их подлинному просвещению.
Позже отец Хрисанф писал: «корейцы принимают веру по мирским соображениям. Нам таких христиан не нужно, и если бы мы стремились побольше накрестить, то могли бы накрестить десятки тысяч».
Отец Хрисанф приступил к кропотливой работе по подлинному просвещению корейцев. Прежде всего, он открыл школу для мальчиков и занялся переводом молитв и душеполезных текстов, часами просиживая за словарями. Уже в первый год работы миссии на корейском языке вышел «Краткий молитвослов», краткое изложение веры, а также «Простые речи о великих делах Божиих» епископа Томского Макария. Какое-то время Отцу Хрисанфу помогал псаломщик Иона Левченко, который перевёл на корейский язык Символ веры.
Чтобы лучше узнать страну, отец Хрисанф предпринял путешествие почти через всю Корею с юга на север. Пешком или на лошадях он проделал путь в сотни километров, посетив и крупные города Кореи, и сельскую глубинку. В каждой деревне отец Хрисанф старался собирать жителей для беседы о Христе и православии. Условия при этом были непростыми: перемены погоды, горная местность, грязь по колено после дождей, антисанитария в бедных крестьянских домах, с «миллиардом ползающих клопов, тараканов, блох», как писал отец Хрисанф.
Труд его напоминал старания золотоискателя, когда для поиска одной драгоценной крупицы приходится перелопатить горы простой породы. Встречая самую разную реакцию, в том числе и ненависть языческих шаманов, отец Хрисанф своей проповедью всё же достигал людских сердец. Так, в одной деревне после беседы с ним жители обратились с искренней просьбой открыть у них школу и учить православной вере, что, к сожалению, за неимением на тот момент средств и сотрудников сделать не получилось.
Большим успехом отца Хрисанфа стало возведение в Сеуле первого в истории Кореи православного храма во имя святителя Николая Чудотворца, а также открытие в 1903 году миссионерского стана в деревне Мунсанпхо.
Отец Хрисанф глубоко полюбил Корею и её народ, переживал за эту страну, свидетельств чему много в его дневниках: «Посреди такой богатой природы, — писал миссионер, — царь её — человек, и по сию пору не знает и не чтит Создателя всего. Как помочь ему выйти из этой тьмы?!»
В 1904 году из-за разразившейся Русско-японской войны отца Хрисанфа вынудили покинуть Корею. Вместе со своими сотрудниками он был выслан из Сеула японскими оккупационными властями. К этому времени в стране образовалась община из нескольких сотен православных христиан.
В Корею миссионеру уже не суждено было вернуться. Он скончался в 1906 году от тяжёлой болезни, уже в сане епископа Елисаветградского, в возрасте 37 лет.
Сегодня в маленькой, но крепкой православной общине Южной Кореи немало потомков тех, кого крестил ещё отец Хрисанф. А значит, его дело дало добрый плод и продолжает жить. Современник святителя архимандрит Анатолий (Каменский) сказал о нём: владыка Хрисанф «не долго светил, но жизнь его оставила след во вселенной».
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.