Елизавета Петровна Глинка — врач и благотворитель — открывала хосписы для неизлечимо больных, собирала и доставляла гуманитарную помощь в «горячие точки», поддерживала бездомных, благодаря чему до сих пор воспринимается многими как заботливая мама.
Свое служение Елизавета Петровна начала еще в 1997 году, оказавшись на Павелецком вокзале по вызову неотложки, в которой тогда работала. Она увидела, в каких условиях живут люди, которые в силу разных обстоятельств оказались на улице — без крова, без пищи, без документов. Вскоре каждую среду на Павелецком вокзале появлялась машина, в которой волонтеры во главе с Доктором Лизой привозили горячую еду, предметы первой необходимости.
Ее жизнь оборвалась трагически и внезапно: 25 декабря 2016 года Доктор Лиза вылетела из Сочи в Сирию с гуманитарным грузом — лекарствами для госпиталя. Через минуту после взлета Ту-154 рухнул в Черное море. Спастись не удалось никому из пассажиров.
Что о помощи ближним говорила сама Елизавета Петровна Глинка?

«...Мамка, кроме тебя, я ни к кому не могу обратиться. Я всегда тебя уважал и любил за твою заботу и помощь. Ближе и родней тебя у меня никого нет, хотя ты и являешься посторонним человеком. Ты — Человек с большой буквы».
Эти удивительные, трогательные строки — отрывок из письма, адресованного врачу-реаниматологу, благотворителю и филантропу Елизавете Петровне Глинке. Написал их человек без определённого места жительства — отверженный, бродяга. Но для Елизаветы Глинки подобных слов не существовало. «Они — люди, такие же, как и мы», — говорила Доктор Лиза. Так Елизавету Петровну звали те, кому она всю жизнь помогала. Но чаще всего к ней обращались родным и ласковым словом «мама».
Она действительно как любящая и самоотверженная мать заботилась о тех, кто оказался в беде, нужде или болезни. Доктор Лиза посвятила таким людям всю свою жизнь — в буквальном смысле до последнего вздоха. В «лихие 90-е» и двухтысячные она открывала хосписы для неизлечимо больных, собирала и доставляла гуманитарную помощь в «горячие точки». И поддерживала бездомных — в этом начинании Елизавета Глинка стала в России, пожалуй, одной из первых. Она говорила: «Их называют отребьем, отбросами общества. Но, знаете, у меня трое детей. И я вспоминаю, что вот этот бездомный — тоже чей-то сын. Или брат, или отец».
Всё началось в 97-м. Неотложку, где в то время работала Глинка, вызвали на Павелецкий вокзал. Как выяснилось — к бездомному. Елизавета Петровна организовала госпитализацию. Там, на Павелецком, она воочию увидела, в каких условиях живут люди, которые в силу разных обстоятельств оказались на улице — без крова, без пищи, без документов. Без возможности обратиться к кому-нибудь за элементарной помощью — большинство из чувства брезгливости обходили отверженных стороной.
А Доктор Лиза запросто могла подойти, дружески обнять. Человек есть образ и подобие Божие, а потому его надлежит уважать, сострадать и оказывать помощь, даже если он находится в самом жалком состоянии, была твёрдо уверена Глинка. Елизавета Петровна организовала еженедельные выезды мобильного пункта помощи бездомным. Каждую среду на Павелецком вокзале появлялась машина, в которой волонтёры во главе с Доктором Лизой привозили горячую еду, предметы первой необходимости. К автомобилю неизменно выстраивалась многометровая очередь. И большинство из тех, кто в ней стоял, нуждались не только в тепле стаканчика с чаем, но и горячем человеческом участии. И Елизавета Петровна всегда давала его. Говорила о бездомных: «Я их люблю, и они любят меня».
Один из постоянных обитателей Павелецкого, которого все называли «Георгич», вспоминал, как впервые познакомился с Доктором Лизой. «Мы разговорились, и я понял, что она меня слышит, — рассказывал он. — Я поведал ей о своей жизни, в которой много нехорошего было. Она не осудила, утешила». Елизавета Петровна Глинка как никто другой понимала: часто бездомным нужнее даже не еда, а общение, духовная поддержка. Живя на улице, они чувствуют себя бесконечно одинокими среди проходящих мимо людей.
«Такой частый для обычного человека инстинкт испытывать брезгливость, желание отстраниться, был заменён в Лизе на прямо противоположный: чем более глубоки и страшны человеческие раны, как физические, так и душевные, тем сильнее и непреодолимее становилось желание их излечить», — вспоминали коллеги Елизаветы Петровны.
25 декабря 2016 года Доктор Лиза вылетела из Сочи в Сирию с гуманитарным грузом — лекарствами для госпиталя. Через минуту после взлёта Ту-154 рухнул в Чёрное море. Спастись не удалось никому из пассажиров. «Елизавета Петровна погибла как боец, исполняя долг и дело всей своей жизни», — говорили её коллеги. Они подхватили эстафету Доктора Лизы. И сегодня по средам на Павелецкий вокзал приезжает машина, которую хорошо знает каждый бездомный в Москве. Любой человек способен в меру своих возможностей помочь ближнему, считала Елизавета Петровна Глинка. «Все мы — все до единого — рождаемся хорошими людьми. Плохих людей в природе не существует. Есть люди, которые просто сами от себя это скрыли», — часто повторяла она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 146. На струнах Псалтири
(Аллилуия.)
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их.
4 Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку);
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит;
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Псалом 146. Богослужебные чтения
О чём следует просить Бога в своих молитвах в первую очередь? Важную рекомендацию на этот счёт находим в псалме 146-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 146.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их;
4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика́ крепость Его, и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку;
9 даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Глубокая истина скрыта в прозвучавших словах. Задумаемся, зачем мы обращаемся в своих молитвах к Богу? Нередко затем, чтобы Он дал нам что-то, без чего мы испытываем нехватку. И это не обязательно какие-то материальные блага. Это не обязательно имущество, деньги и физическое здоровье. Наши просьбы могут быть вполне себе альтруистическими и даже духовными. Дай мне, Господи, умение любить, понимать, прощать, миловать, служить. Но во всех этих случаях я молюсь, чтобы получить. Мне чего-то не хватает. И молитва становится средством воздействовать на Творца. Он Тот, кто может дать мне то, чего у меня нет.
Псалмопевец предлагает нечто иное. «Бла́го петь Бо́гу на́шему, и́бо э́то сла́достно», — говорит он. Из его слов следует, что молитва может совершаться не ради просьбы. Ценность молитвы в самой молитве. Ценность беседы с Богом в самой беседе. Иногда мы так разговариваем с любимыми людьми. Разговариваем просто, чтобы поговорить. Нам просто хорошо быть с ними в контакте. Вот так и здесь. Молитва — это состояние, когда внутри себя я ощущаю связь, контакт с той Великой Силой, которая любит меня безусловно и принимает, несмотря на моё несовершенство. Я направляю на Бога всё своё внимание. Для моей израненной и тревожной души — это величайшее благо на свете. Эта беседа даёт мне огромное утешение и сердечный покой. Самого по себе этого ощущения достаточно для того, чтобы перестать метаться по этой жизни, чего-то страстно желать, что-то искать и о чём-то просить. Ведь в этот момент у меня уже и так всё есть. Это состояние духовной сытости и наполненности.
От такой молитвы в душе рождается славословие. И мы видим это в 146-м псалме. Автор благодарит Бога за жизнь, за Вселенную и то, что её наполняет, за все Его благодеяния в этом мире. Как он пишет: Господь «покрыва́ет не́бо облака́ми, приготовля́ет для земли́ дождь, произраща́ет на гора́х траву́; даёт скоту́ пи́щу его́ и птенца́м во́рона, взыва́ющим к Нему́». Именно к такой молитве нас призывают стремиться все христианские подвижники. Да и Сам Христос говорит в Евангелии: «не говори́те ли́шнего, как язы́чники, и́бо они́ ду́мают, что в многосло́вии своём бу́дут услы́шаны... зна́ет Оте́ц ваш, в чём вы име́ете нужду́, пре́жде ва́шего проше́ния у Него́».
И Господь, и псалмопевец дают эти рекомендации не потому, что просить нельзя. В христианской традиции многих просительных молитв на разные случаи жизни. Просто им хорошо известен духовный закон: если постоянно думать о нужде, она никогда не уйдёт. Если постоянно просить, аппетиты будут увеличиваться, и тогда где остановишься в своих просьбах? Человеку всегда всего бывает мало. Поэтому и предостерегает Господь злоупотреблять чрезмерными и суетными просьбами к Богу.
Каждый из нас призван к тому, чтобы почувствовать вкус самой беседы с Творцом. Ощутить тихую радость безмолвного предстояния Богу. Познать, что это такое — быть в Его присутствии. И учиться этому можно начать с практики благодарности. Благодарить Его за любые мелочи, которые нас окружают и которые с нами происходят на протяжении дня. И за хорошее, и, что наиболее полезно, за то, что нам кажется нехорошим. Если будем усердны в этой духовной работе, то однажды отчётливо увидим, как изменились наши внутренние ощущения. В душе словно сместились акценты. И даже то, в чём мы недавно объективно нуждались, перестало быть для нас критичным. Нас это не беспокоит так остро, как раньше. Ведь самое главное мы уже имеем в себе. И этого достаточно для того, чтобы жить наполненной, полноценной жизнью.
Псалом 146. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 146. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 317 зач., VII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У священства есть масса функций: это и богослужение, и учительство, и духовное окормление, и совершение таинств, и молитвенное предстательство за людей. Если же сказать кратко, то священство нужно для того, чтобы приводить людей к Единому Истинному Пастырю Господу нашему Иисусу Христу. Христос — вот высшая цель священства Нового Завета, а всё прочее — лишь средства. Священство Ветхого Завета было устроено иначе, у него были другие цели и задачи. С приходом Христа ветхозаветное священство утратило свой смысл, эту мысль доносит до нас 7-я глава Послания апостола Павла к Евреям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из этой главы. Давайте его послушаем.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Послание к Евреям задаёт очень верный вопрос: кто достиг совершенства благодаря закону Ветхого Завета? Да, мы можем вспомнить множество праведников Ветхого Завета, но все они либо жили до появления закона — к примеру, Ной, Авраам, Исаак и Иаков, либо они выходили за очерченные законом рамки, здесь в качестве примера можно вспомнить о пророках и об Иоанне Предтече. Если же люди строго следовали закону и не выходили за его пределы, то вместо искомого совершенства они получали нечто совсем иное, то, что Спаситель называл лицемерием. Оказалось, что простое исполнение закона, даже самое тщательное, не сообщает человеку никаких духовных дарований, а вот надменность и гордыня приходят почти неизбежно.
Священство ничем помочь не могло. У священников были совсем иные задачи: они совершали богослужения в Иерусалимском храме, богослужения были неразрывно связаны с жертвоприношениями, и, по мысли закона, такое служение Богу должно было примирять человека с Богом. Однако ещё пророк Исайя возвестил голос Божий: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Ис. 1:11). Оказалось, что всё то, на чем строилось служение Богу в ветхозаветную эпоху, не приводит человека к Богу, но, напротив, при определённых условиях может человека от Бога удалить.
Автор Послания к Евреям предлагает вспомнить об этом и ответить на вопрос о совершенстве. Если совершенство было недостижимо, то стоит ли держаться за постановления Ветхого Завета? Или всё же стоит обратить внимание на Того, Кто способен помочь человеку стать совершенным с тем, чтобы затем войти в непосредственное общение с Богом и обрести спасение? Речь, конечно же, идёт о Христе, ведь Он — Новый Адам, и Он же, как о том было сказано в прозвучавшем сегодня апостольском отрывке, «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:28).
Слушая слова Послания к Евреям, невозможно не удивиться и не подумать: а какое это всё отношение имеет к нам, ведь мы не только не исполняем постановления Ветхого Завета, о большинстве из них мы и вовсе никогда не слышали и не услышим? Зачем нам эти слова апостола?
В качестве ответа нам стоит подумать вот о чём: а нет ли в нашей жизни того, с помощью чего мы надеемся обрести совершенство? К примеру, некоторые широко известные герои Достоевского думали, что совершенство придёт вместе с богатством, ну а некоторые наши современники полагают, что совершенство тела синоним совершенства человека. Подобного рода поисков совершенства вне Христа бесконечное множество, и крайне непросто ими не увлечься. Сегодня Церковь в очередной раз напоминает, что тратить время своей жизни на такой поиск категорически не стоит, она дана нам для того, чтобы стяжать полноту веры во Христа и в Нём обрести спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











