Елизавета Петровна Глинка — врач и благотворитель — открывала хосписы для неизлечимо больных, собирала и доставляла гуманитарную помощь в «горячие точки», поддерживала бездомных, благодаря чему до сих пор воспринимается многими как заботливая мама.
Свое служение Елизавета Петровна начала еще в 1997 году, оказавшись на Павелецком вокзале по вызову неотложки, в которой тогда работала. Она увидела, в каких условиях живут люди, которые в силу разных обстоятельств оказались на улице — без крова, без пищи, без документов. Вскоре каждую среду на Павелецком вокзале появлялась машина, в которой волонтеры во главе с Доктором Лизой привозили горячую еду, предметы первой необходимости.
Ее жизнь оборвалась трагически и внезапно: 25 декабря 2016 года Доктор Лиза вылетела из Сочи в Сирию с гуманитарным грузом — лекарствами для госпиталя. Через минуту после взлета Ту-154 рухнул в Черное море. Спастись не удалось никому из пассажиров.
Что о помощи ближним говорила сама Елизавета Петровна Глинка?

«...Мамка, кроме тебя, я ни к кому не могу обратиться. Я всегда тебя уважал и любил за твою заботу и помощь. Ближе и родней тебя у меня никого нет, хотя ты и являешься посторонним человеком. Ты — Человек с большой буквы».
Эти удивительные, трогательные строки — отрывок из письма, адресованного врачу-реаниматологу, благотворителю и филантропу Елизавете Петровне Глинке. Написал их человек без определённого места жительства — отверженный, бродяга. Но для Елизаветы Глинки подобных слов не существовало. «Они — люди, такие же, как и мы», — говорила Доктор Лиза. Так Елизавету Петровну звали те, кому она всю жизнь помогала. Но чаще всего к ней обращались родным и ласковым словом «мама».
Она действительно как любящая и самоотверженная мать заботилась о тех, кто оказался в беде, нужде или болезни. Доктор Лиза посвятила таким людям всю свою жизнь — в буквальном смысле до последнего вздоха. В «лихие 90-е» и двухтысячные она открывала хосписы для неизлечимо больных, собирала и доставляла гуманитарную помощь в «горячие точки». И поддерживала бездомных — в этом начинании Елизавета Глинка стала в России, пожалуй, одной из первых. Она говорила: «Их называют отребьем, отбросами общества. Но, знаете, у меня трое детей. И я вспоминаю, что вот этот бездомный — тоже чей-то сын. Или брат, или отец».
Всё началось в 97-м. Неотложку, где в то время работала Глинка, вызвали на Павелецкий вокзал. Как выяснилось — к бездомному. Елизавета Петровна организовала госпитализацию. Там, на Павелецком, она воочию увидела, в каких условиях живут люди, которые в силу разных обстоятельств оказались на улице — без крова, без пищи, без документов. Без возможности обратиться к кому-нибудь за элементарной помощью — большинство из чувства брезгливости обходили отверженных стороной.
А Доктор Лиза запросто могла подойти, дружески обнять. Человек есть образ и подобие Божие, а потому его надлежит уважать, сострадать и оказывать помощь, даже если он находится в самом жалком состоянии, была твёрдо уверена Глинка. Елизавета Петровна организовала еженедельные выезды мобильного пункта помощи бездомным. Каждую среду на Павелецком вокзале появлялась машина, в которой волонтёры во главе с Доктором Лизой привозили горячую еду, предметы первой необходимости. К автомобилю неизменно выстраивалась многометровая очередь. И большинство из тех, кто в ней стоял, нуждались не только в тепле стаканчика с чаем, но и горячем человеческом участии. И Елизавета Петровна всегда давала его. Говорила о бездомных: «Я их люблю, и они любят меня».
Один из постоянных обитателей Павелецкого, которого все называли «Георгич», вспоминал, как впервые познакомился с Доктором Лизой. «Мы разговорились, и я понял, что она меня слышит, — рассказывал он. — Я поведал ей о своей жизни, в которой много нехорошего было. Она не осудила, утешила». Елизавета Петровна Глинка как никто другой понимала: часто бездомным нужнее даже не еда, а общение, духовная поддержка. Живя на улице, они чувствуют себя бесконечно одинокими среди проходящих мимо людей.
«Такой частый для обычного человека инстинкт испытывать брезгливость, желание отстраниться, был заменён в Лизе на прямо противоположный: чем более глубоки и страшны человеческие раны, как физические, так и душевные, тем сильнее и непреодолимее становилось желание их излечить», — вспоминали коллеги Елизаветы Петровны.
25 декабря 2016 года Доктор Лиза вылетела из Сочи в Сирию с гуманитарным грузом — лекарствами для госпиталя. Через минуту после взлёта Ту-154 рухнул в Чёрное море. Спастись не удалось никому из пассажиров. «Елизавета Петровна погибла как боец, исполняя долг и дело всей своей жизни», — говорили её коллеги. Они подхватили эстафету Доктора Лизы. И сегодня по средам на Павелецкий вокзал приезжает машина, которую хорошо знает каждый бездомный в Москве. Любой человек способен в меру своих возможностей помочь ближнему, считала Елизавета Петровна Глинка. «Все мы — все до единого — рождаемся хорошими людьми. Плохих людей в природе не существует. Есть люди, которые просто сами от себя это скрыли», — часто повторяла она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова