
Фото: Dawn McDonal/Unsplash
Старый парк имения помещиков Киндяковых в деревне Винновка Симбирской губернии, утопал в вечернем октябрьском тумане. Накрапывал дождь; опавшие листья клёнов и вязов приятно шуршали под ногами молодой женщины в длинном макинтоше. Держа в руках большой зонт, она неспешно прогуливалась по парку.
Женщину звали Кэтлин Перси-Френч. Так было записано в её британском паспорте. Но здесь, в Винновке, для всех она была барыней Екатериной Максимилиановной, молодой хозяйкой имения. Дочь британского аристократа с ирландскими корнями и симбирской помещицы, большую часть жизни Екатерина провела за рубежом. России она почти не знала; но приехав сюда в 1884 году, чтобы вступить в права наследования родовым гнездом со стороны предков по матери, неожиданно почувствовала себя дома и поняла, что хочет остаться здесь навсегда.
Состояние, унаследованное Екатериной Максимилиановной в России, было поистине фантастических масштабов. Помимо симбирского имения ей досталась усадьба в селе Тереньга, стекольный завод, мельница и обширные земли под Сызранью. А ещё фамильный замок в ирландском графстве Голуэй, перешедший к Перси-Френч по наследству от отца. Словом, в одночасье Екатерина Максимилиановна стала богачкой, каких поискать. Была она женщиной верующей, а потому свой достаток посчитала Божьим даром, предназначенным не только ей одной; своё богатство Перси-Френч решила разделить со страждущими, обездоленными.
Екатерина Максимилиановна стала одной из активнейших жертвовательниц знаменитого на всю Россию Симбирского Общества христианского милосердия, а в 1905 году стала его председательницей. Особым попечением помещицы пользовался учреждённый Обществом «Серебряный приют» для престарелых женщин и нуждающихся вдов. Перси-Френч регулярно организовывала крупные поставки продуктов питания в сиротские приюты Симбирска; на её постоянном попечении находилась городская гимназия.
Когда в конце 19 — начале 20 века Поволжье охватил голод, Екатерина Максимилиановна мобилизовала собственные запасы зерна для нужд голодающих. Её мельница работала день и ночь; полученную муку Перси-Френч рассылала по приютам и богадельням. По деревням и сёлам она организовала несколько зерновых раздаточных пунктов для бедствующего населения, а в Симбирске, на Дворцовой улице, открыла бесплатную столовую.
Ещё в 1897 году Екатерина Максимилиановна окончила курсы сестёр милосердия. Эти навыки очень пригодились ей в годы Первой Мировой войны. Открыв в губернии несколько военных госпиталей, Перси-Френч содержала их за свой счёт, снабжала необходимыми медикаментами и сама часто трудилась там, ухаживая за раненными наравне с остальными сёстрами. Финансово поддерживала Екатерина Максимилиановна и симбирскую Общину сестёр милосердия Красного Креста. Несколько раз выезжала на фронт, сопровождая вагоны с организованной ею продовольственной помощью русской армии.
Когда грянула октябрьская революция и вслед за нею в Симбирск пришли красные, от владений Екатерины Максимилиановны в считанные дни не осталось камня на камне. Сама Перси-Френч была арестована, но вскоре, по ходатайству британского консульства, отпущена. Преодолев множество трудностей, она сумела выбраться из захваченной большевиками России. Поселившись в китайском городе Харбин, который стал в те годы одним из центров русской эмиграции, она прожила там до конца своих дней. Умерла Екатерина Перси-Френч — или Кэтлин, как звали её по-английски — в 1938 году, завещав единственное своё оставшееся имущество — ирландский замок в Голуэе — британскому правительству для благотворительных целей.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер