
Благочестивые прихожане храма Троицы Живоначальной, что на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве, в тридцатых годах девятнадцатого века нередко наблюдали необычную картину. После богослужения, из небольшой комнатки, пристроенной к храму, самой последней, тихо выскальзывала строгая женская фигура в чёрном. Впрочем, старожилы нисколько не удивлялись: эта дама, Екатерина Владимировна Новосильцева, щедрая меценатка и усердная молитвенница, была им хорошо знакома. Часто посещая своего духовника, митрополита Московского Филарета Дроздова на Троицком подворье, Новосильцева всегда стояла во время богослужения отдельно, у окошечка, проделанного в церковь. Екатерина Владимировна делала так не из-за тайной гордыни — она искренне считала себя убийцей своего единственного сына, недостойной молиться вместе со всеми прихожанами...
Дочь младшего из пяти знаменитых братьев Орловых, Владимира, Екатерина Новосильцева унаследовала от отца строптивый нрав, гордость и внешнюю красоту. Брак Новосильцевой оказался неудачным: супруги через год разъехались навсегда. Екатерина Владимировна всю себя отдала воспитанию единственного сына, Володи. Он подавал большие надежды: очень хорошо учился, изящно танцевал и блистал в обществе. Любящая мать мечтала о самой лучшей невесте для своего Володеньки. Однако, к её негодованию, он захотел жениться на бедной и незнатной девице Черновой. Такого мезальянса гордая графиня никак не могла допустить: она настояла на том, чтобы сын разорвал помолвку. Это и стало причиной последующей катастрофы. Оскорблённый брат девушки вызвал Владимира на дуэль, где оба молодых человека были смертельно ранены. Все усилия врачей оказались тщетны: четырнадцатого сентября тысяча восемьсот двадцать пятого года Владимир Новосильцев скончался.
Похоронив сына, Новосильцева надела траур и до самой кончины его не снимала. Все радости мира, прежние его соблазны и удовольствия, казались ей теперь ничтожными. Она считала себя убийцей своего ребёнка и всю жизнь замаливала этот грех, посещая только храм для молитвы и бедных для раздачи милостыни.
Екатерина Новосильцева выкупила постоялый двор, где скончался её сын (на территории современного Санкт-Петербурга), построила там церковь святого князя Владимира и богадельню для увечных и престарелых воинов, потратив на это около миллиона рублей. Храм был заложен первого мая тысяча восемьсот тридцать четвертого года и освящён через четыре года митрополитом Московским Филаретом. Церковь украшали прекрасный иконостас красного дерева, искусная лепка и витражи в алтаре. К освящению графиня подарила храму золотую утварь, Евангелие, украшенное серебром и полудрагоценными камнями, большое бронзовое паникадило.
Через восемь лет открылась Орлово-Новосильцевская мужская богадельня, в её комплекс входили, кроме жилых корпусов для солдат-инвалидов и церкви, дом причта, богадельня, церковно-приходская школа и больница. На содержание богадельни и храма Новосильцева пожертвовала крупный капитал, а также два своих обширных имения.
Екатерина Владимировна активно участвовала в трудах Московского дамского благотворительного комитета. Многие бедные семьи Москвы безвозмездно пользовались её квартирами, получали от графини ежемесячное пособие. Она купила и для московского детского приюта двухэтажный каменный дом.
Не только московским и петербургским храмам и приютам помогала Новосильцева. Благо творила Екатерина Владимировна и в селе Рождествено Самарской губернии, где у неё было имение. На новосильцевские средства там были построены каменный храм, часовня, а также больница для местных крестьян.
В тысяча восемьсот сорок девятом году Екатерина Новосильцева упокоилась на кладбище Новоспасского монастыря, рядом с любимым сыном, а своё имение на Воронцовской улице перед смертью завещала на богоугодное дело — через два года туда переехала Никольская община сестёр милосердия.
Все выпуски программы Имена милосердия
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема