
Фото: sander traa / Unsplash
В древние времена правил в Монголии один жестокий хан. Однажды он услышал, что пустыне живёт старый волшебник, и под страхом смерти велел доставить его в свой дворец. Когда старика ввели в тронный зал, хан приказал грозно:
— Говорят, ты великий волшебник. Ну-ка, покажи мне свое искусство! Но если мне что-то не понравится — твоя голова с плеч!
— Что же хочет увидеть мой повелитель? — спросил старый волшебник.
— Да что угодно! — нетерпеливо ответил хан. — А я буду пить чай и смотреть.
— Хорошо. Только сначала тебе надо на одну минуту выйти за дверь, — сказал волшебник.
Хан вышел за дверь, и увидел возле порога прекрасного вороного коня. Конь очень понравился повелителю: он вскочил в седло и понёсся вскачь. Конь мчался так быстро, словно летел по воздуху, но вдруг резко сбросил седока и исчез.
Хан оказался один в безлюдной степи. Впервые в жизни ему пришлось пить воду из луж, питаться саранчой и кузнечиками. Шатаясь от голода и усталости, наконец, он набрёл на бедную хижину, в которой жила старушка с двумя маленькими, худенькими мальчиками.
Старушка рассказала, что несколько лет назад слуги хана куда-то увели из её деревни под конвоем всех женщин и мужчин, в том числе и родителей этих детей. Все окрестные селения обезлюдили, поля заросли травой. Тогда она взяла двух осиротевших мальчиков, которые погибали от голода, и поселилась с ними в этих глухих местах.
Старая женщина пожалела несчастного путника и пригласила в своё скромное жилище. Отныне хан вместе с мальчиками стал возделывать маленькое поле, чтобы запастись хлебом на зиму. Никто ни разу не проехал мимо их хижины, и невозможно было понять, в какой стороне находится столица.
Однажды ночью ударил сильный мороз и все посевы замёрзли, что означало голодную смерть. Сел хан на камень и горько заплакал. Не известно, сколько времени он так горевал, но когда очнулся и вытер слёзы, то увидел, что сидит в своём дворце, и даже чай в его чашке ещё не успел остыть.
— Ну как, хан, нагляделся ты на людское горе? — спросил старый волшебник. — Увидел, как тяжко живется людям, тобой обиженным? Сам ты никогда в жизни не знал горя и нужды, и потому не мог понять страданий других. Я хотел, чтобы моё искусство пробудило в тебе хоть каплю сострадания, даже если мне придётся поплатиться за это головой...
— Так и быть, я сохраню тебе жизнь, если ты скажешь, как найти ту добрую старушку с мальчиками, что спасла меня от гибели? — сказал хан. — Я хочу им тоже сделать добро.
— Зайди в любую бедную хижину, и ты их увидишь, — сказал старый волшебник и вдруг исчез.
Этот хан стал самым справедливым и милосердным правителем в истории своей страны.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Что и как поют в храмах?». Священник Александр Лаврухин, Евгений Тугаринов

У нас в студии были директор Свято-Димитриевской общеобразовательной школы священник Александр Лаврухин и регент, кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, из чего состоит церковное пение, что и как поется на богослужениях и как складывалась эта традиция.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Смыслы Библии». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о смыслах, наполняющих Библию, как их открывать и почему чтение Священного Писания должно стать важной составляющей жизни христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер