
Фото: sander traa / Unsplash
В древние времена правил в Монголии один жестокий хан. Однажды он услышал, что пустыне живёт старый волшебник, и под страхом смерти велел доставить его в свой дворец. Когда старика ввели в тронный зал, хан приказал грозно:
— Говорят, ты великий волшебник. Ну-ка, покажи мне свое искусство! Но если мне что-то не понравится — твоя голова с плеч!
— Что же хочет увидеть мой повелитель? — спросил старый волшебник.
— Да что угодно! — нетерпеливо ответил хан. — А я буду пить чай и смотреть.
— Хорошо. Только сначала тебе надо на одну минуту выйти за дверь, — сказал волшебник.
Хан вышел за дверь, и увидел возле порога прекрасного вороного коня. Конь очень понравился повелителю: он вскочил в седло и понёсся вскачь. Конь мчался так быстро, словно летел по воздуху, но вдруг резко сбросил седока и исчез.
Хан оказался один в безлюдной степи. Впервые в жизни ему пришлось пить воду из луж, питаться саранчой и кузнечиками. Шатаясь от голода и усталости, наконец, он набрёл на бедную хижину, в которой жила старушка с двумя маленькими, худенькими мальчиками.
Старушка рассказала, что несколько лет назад слуги хана куда-то увели из её деревни под конвоем всех женщин и мужчин, в том числе и родителей этих детей. Все окрестные селения обезлюдили, поля заросли травой. Тогда она взяла двух осиротевших мальчиков, которые погибали от голода, и поселилась с ними в этих глухих местах.
Старая женщина пожалела несчастного путника и пригласила в своё скромное жилище. Отныне хан вместе с мальчиками стал возделывать маленькое поле, чтобы запастись хлебом на зиму. Никто ни разу не проехал мимо их хижины, и невозможно было понять, в какой стороне находится столица.
Однажды ночью ударил сильный мороз и все посевы замёрзли, что означало голодную смерть. Сел хан на камень и горько заплакал. Не известно, сколько времени он так горевал, но когда очнулся и вытер слёзы, то увидел, что сидит в своём дворце, и даже чай в его чашке ещё не успел остыть.
— Ну как, хан, нагляделся ты на людское горе? — спросил старый волшебник. — Увидел, как тяжко живется людям, тобой обиженным? Сам ты никогда в жизни не знал горя и нужды, и потому не мог понять страданий других. Я хотел, чтобы моё искусство пробудило в тебе хоть каплю сострадания, даже если мне придётся поплатиться за это головой...
— Так и быть, я сохраню тебе жизнь, если ты скажешь, как найти ту добрую старушку с мальчиками, что спасла меня от гибели? — сказал хан. — Я хочу им тоже сделать добро.
— Зайди в любую бедную хижину, и ты их увидишь, — сказал старый волшебник и вдруг исчез.
Этот хан стал самым справедливым и милосердным правителем в истории своей страны.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
10 ноября. О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и народе: «Народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения».
О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни — игумен Назарий (Рыпин).
Людям свойственно искать каких-то зрелищ, чудес, искать чего-то внешнего. Потому что внутренний труд — это всегда сложнее, нежели какие-то внешние эффекты. И люди падки до этих каких-то внешних эффектов. И именно поэтому Господь и говорит им, что они ходят за Ним не потому, что Он великий учитель, тот, кто должен и способен возвести человека на небо, а потому что они видят эти чудеса. И для них это повод, быть может, потщеславиться тем самым, перед кем-то этим похвалиться.
Почему и до сих пор люди бегают в поисках прозорливых старцев? Не потому, что они хотят от них что-то услышать назидательное для себя, а чаще всего для того, чтобы навязать им свою волю, выпросить благословение на то, что они и так хотят совершить, но оправдываться этим благословением. И потом ещё в кругу своих знакомых, церковных и не очень. Ну, это, как правило, люди, ещё не укоренившиеся в вере, хвалятся о том, что они были у такого-то или такого-то именитого отца, духовника или старца.
Поэтому нужно не искать чудес, а благодарить Бога за все чудеса, которые Он являет в своей церкви. Потому что само существование церкви — величайшее чудо, которое было уничтожаемо веками, которое совершает и являет нам чудо Евхаристии ежедневно и которое являет нам величайшее чудо — это способность преображения человеческой души, когда грешники становятся праведниками и святыми, и Церковь являет нам это уже на протяжении двух тысяч лет непрестанно.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О проповедниках Слова Божия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением».
О проповедниках Слова Божия — протоиерей Илья Кочуров.
Апостолы проповедовали не от себя, они были посланниками Божиими, и дело апостольское укреплялось Святым Духом. В день Пятидесятницы святые апостолы, а через них и вся Церковь, получают благодать Святого Духа.
Таким образом, выйдя из Сионской горницы, апостолы были уже не слабыми рыбаками, а могущественными проповедниками Слова Божия. Посланниками Бога. И своё посланничество они часто подтверждали не только словом, но и делом. Господь дал апостолам власть исцелять, изгонять бесов.
Люди видели в слове апостолов и слышали в нём не просто какой-то интересный рассказ. Апостольская проповедь имела такую силу, что слушатели в единочасье изменяли весь образ своих мыслей, изменяли всю свою жизнь. Апостол Пётр выходит на проповедь, и тут же три тысячи человек становятся христианами и требуют себе крещения.
Таким образом, проповедь святых апостолов — это явление особой силы Божией, которая изменяет мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О подвиге Святителя Арсения Первого

Сегодня 10 ноября. День памяти Святителя Арсения Первого, архиепископа Сербского, жившего в тринадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда рядом с тобой будет человек, который оказывает влияние на ход национальной и мировой истории, как святитель Савва Сербский, то, конечно, в его тени оказываешься, и о тебе вроде никто не вспоминает. Но святитель Арсений, чью память мы сегодня празднуем, — это достойный преемник и ученик величайшего святого, который своим смирением смог приумножить его труды.
Мы видим, что не только его избрали преемником святителя Саввы, но и сам святитель Савва, который нуждался в молитве, нуждался немножко отвлечься от каких-то хозяйственных, можно сказать, политических забот, от забот по устроению приходской церковной жизни, отправился в Иерусалим. Уже тогда, ещё при своей жизни, он уже ставит святителя Арсения управлять церковью.
Имя святителя Арсения прежде всего связано с монастырем Печская Патриархия, который сейчас находится в многострадальном Косовском крае. Поэтому в этот день, дорогие друзья, наш долг обратиться к святителю Арсению не только с молитвами о наших каких-то личных нуждах, но и помолиться о гонимом сербском народе в сердце православной Сербии, которая находится под оккупацией, где разрушаются святыни, где идут настоящие гонения.
Святителю отче Арсение, помоги! Без небесной помощи нам не справиться.
Все выпуски программы Актуальная тема







