
«Два дня», студии Централ Партнершип и Арт Пикчерс Студия / Art Pictures Studio, режиссёр Авдотья Смирнова
— Вот, я давно думаю, что вообще-то русскую классику надо запретить.
— Это почему это?
— Да потому. Ничему ваша классическая литература не учит. Нету таких мужчин, таких женщин, таких отношений. Нету. Ну, может, когда-то были, но сейчас точно нет. Человека, который поверил во все эти идеалы, ничего, кроме разочарования, в жизни не ждёт. Не бывает таких святых, как князь Мышкин. Таких порядочных, как Татьяна Ларина. Не бывает.
Весьма неоднозначное мнение о русской классической литературе выразил Пётр Сергеевич Дроздов — высокопоставленный чиновник из Москвы. Да не где-нибудь, а на встрече с сотрудниками провинциального литературного музея — усадьбы писателя 19 века Петра Щегловитова. По мнению властей — фигуры недостаточно масштабной. Классик, конечно, но, так сказать, второго ряда. На музей его имени из бюджета — одни расходы. А ведь землю, которую занимает убыточное учреждение культуры, можно использовать куда более эффективно! Например, построить элитный санаторий. Природа вокруг удивительная! В сущности, вопрос этот давно уже решён. Остались формальности — Дроздов должен провести в усадьбе инспекцию и сделать официальное заключение об экономической несостоятельности музея. Впрочем, и чиновник Дроздов, и писатель Щегловитов — персонажи вымышленные. Они — герои художественного фильма «Два дня», который в 2011 году сняла режиссёр Авдотья Смирнова. Фрагмент из него прозвучал в начале программы.
Эту романтическую комедию многие критики поспешили назвать иллюстрацией противостояния власти и интеллигенции. Однако за социальной сатирой — к слову, довольно мягкой — просматривается куда более глубокий смысл. Итак, по сюжету, сотрудники встречают чиновника хлебом-солью, в надежде на то, что музей всё-таки не закроют. И только литературовед Мария Ильинична, не стесняясь, в резкой форме высказывает прямо в лицо всё, что думает. Конфликт приводит к тому, что Дроздов задерживается в усадьбе — на целых два дня. И неожиданно для самого себя переживает удивительные метаморфозы, когда соприкасается с миром, где есть место чистому, возвышенному, одухотворённому. Кстати, по сюжету, именно это и произошло однажды с писателем Щегловитовым. В одном из эпизодов Мария Ильинична рассказывает Дроздову удивительную историю из его биографии:
Представьте: блестящий военный, гуляка, повеса, дуэлянт — с первого взгляда влюбляется в религиозную, чистую девушку. И она тоже отвечает ему взаимностью. И тут у него случается дуэль, и он на этой дуэли соперника убивает. Ну, казалось бы, чего проще — отсидит под арестом, жениться-то ему ничего не мешает. А она ему отказывает. И уходит в монастырь, чтобы замолить его грех. И этим переворачивает всю его жизнь.
А вот о том, как изменится жизнь самого Петра Сергеевича Дроздова, мы с вами узнаем, посмотрев картину Авдотьи Смирновой «Два дня». Смею заверить — наблюдать за этим будет очень интересно! К тому же, при всей серьёзности темы, режиссёр дала зрителям возможность и от души посмеяться. Ведь, как заметила сама Авдотья Смирнова, люди хотят выходить из кинотеатра после просмотра с улыбкой на лице. А исполнительница роли Марии Ильиничны, актриса Ксения Раппопо́рт в одном из интервью призналась, что работать над картиной «Два дня» было по-настоящему радостно и пожелала, чтобы эта радость передалась с экрана и зрителям. Что ж — мне кажется, именно так и получилось.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер