«Поэт в России - больше, чем поэт» - эти крылатые евтушенковские строки Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вспомнил на церемонии вручения самой первой Патриаршей литературной премии в две тысячи одиннадцатом году. И неспроста – настоящая русская литература, по мнению Предстоятеля Церкви, всегда обладала провидческим даром и выполняла особую духовную миссию. Именно поэтому Патриаршую премию имени святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, было решено вручать тем писателям, чьи произведения выходят за рамки обычного «чтива» и дают людям возможность через качественную литературу соприкоснуться с высокими духовными и нравственными идеалами. В издательстве «Вече» собрали произведения лауреатов Патриаршей литературной премии нескольких лет под одной обложкой и выпустили сборник «Дорога к Небу».
Владимир Крупин, Олеся Николаева, Юлия Вознесенская – эти имена давно на слуху у читателей, и встретиться на страницах сборника с их рассказами, как всегда, приятно. Не менее известен и прекрасный современный писатель Алексей Варламов. Его повесть «Звёздочка» вошла в сборник наряду с текстами упомянутых писателей и сразу же обращает на себя внимание остротой выбранной автором темы. Повесть – о маленькой советской первокласснице Лизе, носящей на шее крестик и не знающей, какой праздник страна отмечает седьмого ноября и кто такой Володя Ульянов. А когда родные бабушки рассказали ей о том, кем на самом деле был кудрявый мальчик с октябрятского значка, который прикололи Лизе на фартук в школе, девочка перестала носить звездочку и оказалась лицом к лицу с жестокой машиной тоталитарного общества. Трогательный, и, несмотря на нелёгкую тему, очень светлый рассказ о детской стойкости в вере, на которую не всякий взрослый подчас бывает способен.
Среди других замечательных произведений в сборнике лауреатов Патриаршей премии «Дорога к Небу» обращают на себя внимание ещё два рассказа – протоиерея Николая Агафонова «Божий странник» и Александра Сегеня «Багдадское небо». Оба они, разные по стилистике, с яркой индивидуальной манерой каждого из авторов, тем не менее, говорят читателю об одном. О том, как неожиданно порой человек обретает веру и как меняется после этого его жизнь: богемный тусовщик становится странником; иракский чиновник из окружения Саддама Хуссейна – христианским священником.
Произведения из сборника лауреатов Патриаршей премии - литература без «бури и натиска», без стремления во что бы то ни стало произвести впечатление на читателя, без расчёта на коммерческий успех. Может быть, именно потому эти рассказы и повести так задевают за живое. Честные, человечные, добрые и светлые, они и будоражат, и успокаивают, заставляют переживать и врачуют душевные раны. И как добрые попутчики, показывают нам «Дорогу к небу».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер