
Фото: Sruthi Sunu/Unsplash
Афон, конечно, место особое. Об этой монашеской республике можно говорить бесконечно долго. Ведь такого количества интересных традиций, как на Афоне, вряд ли где в мире можно найти. Причем познакомиться с некоторыми из них можно, как говорится, «по ходу». Вот и со мной на Афоне как-то произошло нечто подобное.
На Святой горе (так еще называют Афон) есть негласная традиция — если паломник пришел пешком, значит ему нельзя отказать в еде и ночлеге. На Афоне имеется двадцать монастырей. Все они равномерно ррасположены на полуострове. При этом некоторые находятся в относительной близости друг от друга. Как-то, пользуясь небольшим расстоянием, я пошел из одного монастыря в другой. Целью моего путешествия была афонская обитель Дохиар.
«Дохиар» — очень интересный и древний монастырь. Его название переводится с греческого как «келарь». Келарем в монастыре называют монаха, в обязанности которого входит забота о пропитании монахов. Келарь закупает продукты, отвечает за их сохранность. Смотрит он и за тем, насколько добросовестно работает в монастыре кухня. Монастырь Дохиар получил такое интересное название потому, что бы основан много веков назад келарем Великой Лавры — наиболее авторитетного афонского монастыря.
Дохиар один из самых гостеприимных монастырей Афона. Здесь паломника всегда примут и накормят и, если нужно, дадут возможность переночевать. Дело в том, что основной святыней монастыря является икона Божией Матери «Скоропослушница», то есть та, которая скоро исполняет просьбы людей. В Дохиаре считают, что если паломник пришел в монастырь поклониться иконе, значит Божия Матерь обязательно ему поможет и значит и монахам нельзя отказать в помощи этому человеку.
Дохиар славится своей гостеприимностью не только по отношению к людям. Помню, как приблизившись к воротам этого монастыря, увидел, как навстречу мне вышел местный монах с большим тазом в руках. Встав на площадке перед воротами, он начал произносить «Пс-пс-пс» (если кто не знает, так в Греции подзывают кошек)
Тут же на его зов молниеносно отреагировало множество кошачьих. Кошки появлялись отовсюду. Большего количества кошек на один квадратный метр я еще не видел. Их было более ста. Голодные кошки окружили монаха. А тот, стал мирно высыпать из таза принесенную для них еду — объедки с монастырского стола.
Оказалось, что подобное происходит здесь ежедневно. Когда я спросил потом, почему дохиарские монахи заботятся о пропитании кошек, мне ответили так. За любое гостеприимство Дохиар получает подарок от Бога. Это касается и кошек. Монахи их кормят, а они в ответ избавляют монастырские склады от прожорливых грызунов. Вот так монахи и кошки совершают друг для друга добрые дела.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер