![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/kristina-tripkovic-nwWUBsW6ud4-unsplash-1-1.jpg)
Фото: Kristina Tripkovic / Unsplash
Представляя вам книгу писателя и журналиста Дмитрия Шеварова «Воздушная тревога. Эскизы к семейной хронике» (издание 2022 года, тираж 200 нумерованных автором экземпляров), я решил превратить мою программу — в сплошную «Закладку». Надеюсь, вы меня поймёте. У «Воздушной тревоги» есть посвящение: «Моим внукам Елизавете, Николаю и Марфе»... Главу, одноименную названию этой целомудренно-доверительной книги читает её автор — Дмитрий Шеваров.
Когда родные люди расстаются, им надо что-то говорить друг другу. Молчать тяжело. Вот и мы с сестрой говорили маме то, что обычно говорят в таких случаях: ты не волнуйся, не беспокойся, не тревожься... При этом мы прекрасно знали, что мама будет и волноваться, и беспокоиться, и тревожиться. Мама могла бы, наверное, и не беспокоиться, выключить свою тревожность. Очень редко, но так и происходило: тревожность выключалась. И потом мама корила себя за спокойно проведённый вечер или ночь.
С детства зная о том, как легко маму встревожить, я всегда старался возвращаться домой в срок. Но, увы, несколько раз я нарушал эти обещания: заболтался с ребятами; забыл обо всём, гуляя с девочкой, а телефонной будки рядом не было или двух копеек не оказалось под рукой... Сколько горьких часов мама провела у окна, ожидая меня и тревожно вглядываясь в тёмный двор.
Однажды мама объяснила мне свою философию примерно так: «Пока я беспокоюсь о человеке, я за него спокойна. Как только я забываю о нём побеспокоиться, с ним что-то случается. Так часто бывало. Поэтому каждый вечер перед сном я перебираю всех вас: так, ты здесь, Ксюша здесь, а где отец, родители, Богдан... Думаю: ну что там с ними? Чем я могу им помочь?..»
Философия парадоксальная. Впрочем, как всякая подлинная, проверенная опытом, философия.
Мамина тревожность — скорее даже не тревога, a молитва. Я пытался сказать об этом маме, провести такую параллель, но она смотрела на меня с удивлением и непременно повторяла: «Ты же знаешь — я атеист...»
Вспоминаю стихи своего друга-поэта:
Отвернёшься, ослабишь вниманье,
Словно праздник нейдёт без гостей —
Тот болеет, тот вечно в нирване
И ещё сто дурных новостей.
Рассыпается жизнь без опеки,
Без молитвы и тёплой руки,
Вдруг мелеют глубокие реки
И теряется смысл без строки...
Целый мир драгоценный немеет,
Словно дом на обрыве пустой,
И спастись сам собой не умеет
Без любви и молитвы простой.
Дмитрий Шеваров прочитал нам главу из своей книги «Воздушная тревога».
Завершают эту главу — стихи поэта Андрея Анпилова, который оказался здесь и автором предисловия. «...Шеваров — я цитирую — пишет мир семейным — как живую модель мироздания, где всё связано со всем... Ничто не пропадает бесследно и бессмысленно, а если пропадает или рискует пропасть — то есть писательское перо, воскрешающее наяву всё, имеющее смысл и заслуживающее любви. Это служба зоркой благодарности, „воздушная тревога“ памяти и молитвы...» Конец цитаты.
Дарственную надпись для моей семьи — да простит меня Дмитрий Геннадиевич за разглашение — автор «Воздушной тревоги» завершил драгоценными словами: «...Есть книги, которые кричат, а есть, которые молчат. Помолчим вместе...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.06.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/10/Pavel.jpg)
Рим., 80 зач., I, 18-27.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих эмоциях, мы можем оценивать их как положительные и отрицательные. К первым стремимся, а вторых стараемся избегать. Когда библейские авторы говорят о Боге, они иногда приписывают Ему человеческие эмоции, причём не только положительные, но и отрицательные. Например, могут говорить о том, что Бог гневается. Но как это может быть? Разве может любовь гневаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с утверждения апостола Павла, который говорит о гневе Божием, открывающемся с неба. Сразу же важно заметить, что гнев открывается не на самих людей, но на их нечестие и всякую неправду. Но даже если это так, вопрос о том, как может Бог гневаться, остаётся в силе.
Чтобы на него ответить, надо, во-первых, помнить, что Библия говорит с человеком на человеческом языке. Бог Библии, открывшийся в своё время Аврааму, Исааку и Иакову, — живой и личностный, премудрый и волящий... Говоря все эти слова, мы должны понимать, что все они только отдалённо описывают Бога, но никак не объясняют Его природу. В этом смысле Он нашему миру совершенно иноприроден и в своём существе непознаваем. В свою очередь, это значит, что гнев — это человеческая эмоция, которой мы пытаемся нечто описать. Но что же? В чём суть гнева? Она в том, что, гневаясь, мы противимся всему, что неправильно и несправедливо. В случае с нами к гневу у нас обычно примешивается злоба и жестокость. Но самая главная проблема с нашим гневом состоит в том, что мы далеко не всегда можем точно сказать, что такое правда и какой поступок будет правильным в том или ином случае. В отличие от нас, Бог — Творец этого мира и Он прекрасно знает, что в нём правильно и созидательно, а что разрушительно. Гневаясь, как мы видим, Он гневается как раз на зло и нечестие. Однако, вся проблема в том, что в сотворённом им мире быть злыми и нечестивыми могут только разумные и свободные существа, к которым мы — люди — как раз и принадлежим. Живая и неживая природа развивается в мире бессознательно и не свободно, а потому никакие животные и растения за своё состояние ответственности не несут. Люди же вполне способны выбирать и поступать в соответствии со своим выбором. Более того, не только поступать, но и вносить дисгармонию и противоречие, как в собственную жизнь, так и в жизнь мира. Эти поступки в сегодняшнем чтении апостол связывает с суетой, с омрачением сердец тех людей, которые отказались почитать истинного Бога и вместо Него стали почитать творения собственных рук. Но удивительно, как апостол описывает Божий гнев: потому Бог предал их собственным их страстям, то есть оставил людей, чтобы их собственное заблуждение было для них возмездием.
Итак, Бог не гневается на нас так, как гневаются люди, Он любит нас, но не пребывает с нами насильно, ожидая нашего свободного обращения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Неутомимая пенсионерка
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/hand-silhouette-light-sun-sunrise-sunset-335-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Я расскажу вам вдохновляющую историю энергичной пенсионерки, о которой узнала из СМИ.
В июле 2023-го Наталья Землякова отпраздновала 70-летний юбилей. Она врач, большую часть жизни работала по профессии; продолжает трудиться и на заслуженном отдыхе — волонтёром.
Наталья убеждена, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим. «Эти навыки важны не меньше, чем таблица умножения», — говорит она. Потому и решила доктор Землякова бескорыстно преподавать взрослым и подросткам правила доврачебной помощи. Эта идея появилась у неё во время пандемии, в 2019 году. Тогда пенсионерка, по её словам, стала блогером: записывала обучающие видео для волонтёров, проводила трансляции на темы здорового образа жизни.
Сегодня Наталья Григорьевна ведёт несколько очных групп — обучает более ста человек разных возрастов и профессий! В планах — организовать занятия по начальной медицинской подготовке ещё и для малышей в детском саду.
Наша героиня родилась в солнечной Молдавии, в городе Тирасполе, а живёт в Сибири — в Новом Уренгое. Наталью Григорьевну вдохновляют история и туризм, но больше всего ей нравится общаться с людьми и делиться своими знаниями. В качестве координатора Новоуренгойского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» она посещает корпоративные форумы по всей стране. «На этих мероприятиях мне интересно всё, — признаётся Наталья. — Возвращаюсь в свой город с головой, полной идей!»
Наталья Григорьевна и сама хочет быть полезной людям, и других старается сделать нужными! «Считаю, что самое главное в жизни — дарить добро», — говорит она.
По-моему, с этой энергичной женщиной невозможно не согласиться!
Все выпуски программы Живут такие люди