Действительно ли необходимо грудное вскармливание? Как долго нужно кормить ребенка грудью? Всегда ли нужно кормить малыша "по требованию"? Ответы на эти и другие вопросы в сегодняшней программе "Материнский капитал".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях мама десятерых детей, семейный психотерапевт, детский психолог, автор портала «Семья растет» и автор множества книг – Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Екатерина!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Грудное вскармливание – очень популярная тема, но и в общем-то правильно, что она такая популярная. Есть ли какие-то обороты медали у этой темы, как Вам кажется? Есть ли какие-то… ну не скажем минусы, наверное, не минусы, но сложности, подводные камни?
Е.Бурмистрова
— Я думаю, что как у каждого серьезного вопроса, есть две стороны. И, у каждой серьезной положительной вещи, есть оборотные качества. Так и у такого сложного процесса, каким стало сейчас кормление грудью, есть определенное количество сложностей, подводных камней, о которых стоило бы рассказать. Но в целом грудное вскармливание – огромное благо и для мамы, и для малыша, и я очень рада, что произошел поворот, и в сознании женщин нашей страны, и в сознании мирового сообщества родительского в сторону грудного вскармливания. В 1950-1960-е годы, когда были изобретены молочные смеси, казалось, что это огромное благо.
С.Бакалеева
— Смеси?
Е.Бурмистрова
— Смеси, да, и множество мам увлеклись молочными смесями, считая свободу от грудного вскармливания, таким благом. А теперь произошел поворот обратно, и я бы сказала, что как у всякого серьезного процесса, да, такое маятниковое движение. Можно сказать, что сейчас огромное увлечение кормлением грудью есть у современных родителей, слишком сильное.
С.Бакалеева
— Слишком?
Е.Бурмистрова
— Да, слишком сильное, если можно так сказать. Слишком сильное у людей таких увлекающихся, конечно же важно кормить ребенка грудью и не только Всемирная ассоциация здравоохранения, но и множество других экспертов с мировым именем и отечественных и зарубежных, считают, что кормить лучше больше, чем до года. Но, перегибом тут является то, что грудное вскармливание стало не только длительным, но и таким как бы… очень авторитарным со стороны ребенка. Всем известная такая замечательная идея, что грудью кормить нужно по требованию и начинается это кормление по требованию с рождения малыша, и это очень хорошая идея для первых нескольких недель жизни, пока лактация только налаживается. Но, почему-то люди, которые очень поддерживают идею грудного вскармливания, считают, что кормить по требованию нужно продолжать весь период кормления грудью, а это совсем не так. Более того, если после года ребенка продолжать кормить грудью по требованию, может возникнуть такой феномен, как засасывание. Он может быть звучит несколько таким жаргонным.
С.Бакалеева
— Ужасающим.
Е.Бурмистрова
— И ужасающим, но с ним сталкивались многие мамы, которые как раз очень хотели покормить ребенка грудью долго, полноценно, качественно. Засасывание – это требование малышом груди постоянно. Не тогда, когда он голоден, и не тогда, когда он соскучился по маме, и даже не тогда, когда ему нужно успокоиться, а просто тогда, когда ему захотелось. Как мы знаем, годовалый ребенок – существо с очень сильной волей. Воля очень сильная, желания очень сильные и они совершенно не соотносимы, ребенок их не соотносит с желаниями других людей, в частности мамы. Малыш понял, что он может проявлять действиями и звуками, еще не словами, а может быть и первыми словами – дай,дай, дай, дай сисю, свое хочу – вот он свои желания и проявляет. И если мама продолжает придерживаться идей кормления по требованию, можно сказать, что малыш будет с сисей во рту постоянно. А это не полезно ни ему, ни маме, потому что на втором году жизни, кормление грудью не должно составлять все содержание общения мамы с ребенком.
С.Бакалеева
— Но, мама же понимает, что кормление грудью – это не только кормление, но это еще и общение, она передает ему свою любовь, свою ласку тем самым, разве не так?
Е.Бурмистрова
— Конечно же, это все идеи прекрасные для начала первого года, конечно же, через кормление младенцу передается тепло, любовь и ласка. Но, годовалый ребенок и ребенок приближающийся ко второму году, ко второму дню рождения, это уже очень социальное, очень общительное существо, которое уже очень много понимает, понимает фактически все слова, которое умеет играть, и тепло, любовь и ласку ему можно и нужно передавать совсем не через кормление грудью.
С.Бакалеева
— А как?
Е.Бурмистрова
— Понимаете, тут кормление грудью должно занять нишу, не испугаюсь этих слов, такого интимного процесса. Теперь через кормление грудью мама показывает не только тепло, любовь и ласку, сколько в жизни бывают такие моменты, очень прекровенные, очень интимные, очень такие с большой нежностью, очень важные, но это не постоянно, не везде, не на улице, не в метро, этому есть свое время и свое место. То есть, можно сказать, что кормление на втором году жизни – это такой пример, ну, если сказать сильно, да, целомудренных отношений для ребенка, либо террористических. Никому не приятно…
С.Бакалеева
— То есть, когда в любой момент, в любом месте ребенок требует…
Е.Бурмистрова
— По его желанию, не учитывая желания другого человека, то есть мамы, можно получить грудь. И можно сказать, что вот эта требовательность, которая возникает при сосании груди, именно после года, это не в первый год.
С.Бакалеева
— У всех детей?
Е.Бурмистрова
— У детей с характером, у детей с проявленным темпераментом, с сильной волей, с большой возбудимостью – это, конечно, всегда выглядит ярче. Тут мама именно через кормление грудью, которое, хорошо, чтобы продолжалось до года и больше, до двух лет, возможно, показывала что-то, что важно для отношений в паре, для отношений двух людей. Конечно же это не отношения, ни в коем случае, как партнерские, супружеские, но это отношения двух людей, которые оба что-то чувствуют, что-то переживают и тут уже не надо подстраиваться под ребенка, как вы подстраивались под младенца. Тут нужно объяснить ему, что существуют некоторые границы, ну не то что бы нормы, но некоторые традиции поведения.
С.Бакалеева
— Это все можно словами объяснить уже ребенку?
Е.Бурмистрова
— Годовалому ребенку это объясняется не словами, а скорее действиями, скорее то, что выбирается для второго года жизни время и ситуации, когда мама грудь дает, например, это во время сна, около сна – перед засыпанием, ночью, после просыпания, это закрытая обстановка, где не ходят другие люди, может быть только самые близкие, где мама может сосредоточиться на малыше и спокойно покормить и малыш может тоже спокойно поесть – не две минуты прикрепиться к груди, а пососать какое-то достаточное время и это не происходит постоянно. И очень важно не давать ребенку грудь в качестве подмены общения, и очень важно не давать ребенку грудь, когда он этого настойчиво требует, хотя вы знаете, что он не голоден и сосал недавно. Единственный момент, когда можно давать грудь ребенку чаще, и это не повлияет, мне кажется на формирование личности, только, когда он недавно пошел и стал ходить на большие расстояния, и его вот это увеличение дистанции от мамы встревожило, и вот он может отбегать…
С.Бакалеева
— Он сам же отходит и сам же пугается этого.
Е.Бурмистрова
— Он сам отходит, сам пугается, сам прибегает и сам хочет присосаться, прикрепиться. Но это буквально первые две-три недели после начала хождения.
С.Бакалеева
— А если малыш заболел?
Е.Бурмистрова
— Да, если малыш заболел, он как бы становится младше. Во время болезни, возникает феномен временной регрессии, он возвращается в более младшее свое состояние и конечно в это время можно возвращаться к кормлению грудью более интенсивному. Но очень важно, и очень многие пары мама с ребенком на это натыкались, что ребенок уже выздоровел, а привычки, которые сформировались во время болезни остались и у мамы не хватает силы характера, или решимости. Или настойчивости, чтобы это преодолеть и вернуться к ситуации, которая была до болезни. Мне кажется, очень важно понимать, что вот отболели, температура, или какое-то нехорошее состояние прошло – время возвращаться к обычному режиму, не задерживаться в этом таком около болезненном равновесии, и не думать, что ребенок вернется сам.
С.Бакалеева
— Вы сказали о том, что важно разделить общение и кормление грудью, да, но по крайней мере не подменять. Как это разделить, как понять, что сейчас не нужно дать грудь, а нужно просто поиграть?
Е.Бурмистрова
— Мама должна уметь отвлекать, занимать, утешать ребенка не только грудью. Более того, в минимальном количестве случаев должна требоваться грудь для этих целей. И, мама должна, ну, должна в кавычках, кому должна, прежде всего самой себе, ни кому другому, семья – это свободное творчество, если тут используется грудь, это значит, что отношения остаются на стадии предыдущей, на стадии младенческой. Очень важно, ребенку, который подошел и хочет пососать, понимать, что он хочет на самом то деле внимания.
С.Бакалеева
— Он просто не может как-то выразить по-другому?
Е.Бурмистрова
— Да, но он привык получать внимание через грудь, пока был маленьким и предложить ему другие варианты – поиграть в потешку, поиграть в контактную игру, покружить, отвлечь куклой-перчаткой, устроить какие-нибудь салки-догонялки, покачать на коленях, то есть, не отодвигать его от себя, но и не заменять возможности более взрослого контакта, уже человека с человеком, грудью.
С.Бакалеева
— То есть, если это не режимный момент, если малыш здоров и не голоден, то лучше предложить ему что-то другое, не грудь?
Е.Бурмистрова
— Желательно, да. Но мы с вами сейчас говорим о времени бодрствования годовалого малыша. Но, наиболее сложная ситуация, мне кажется, возникает во время снов. Дело в том, что дети, которые активно сосут на втором году жизни, очень часто имеют очень дробный, прерывистый ночной сон и если по поводу дневного состояния, можно дать какие-то советы, чтобы сделать попытки приложиться к груди более редкими, и они очень быстро дадут результат. То есть, как только мамы меняют свое отношение и понимают, что они уже не должны кормить по требованию, чтобы грудное вскармливание было полноценным, малыш моментально переучивается, и потом, когда они решат, что пора прекращать грудью, этот переход не будет травматичен, поскольку, в течение какого-то времени, нескольких недель или месяцев, в течение второго года, малыш уже умеет обходиться без груди. Но это все про бодрствование, а с ночным сном другая история. Дело в том, что днем можно договориться с разумным человеком, а ночью годовалый ребенок, к сожалению, совсем не договорспособен, как сейчас принято говорить. Если он проснулся, то он требует грудь, и если мама не использует…
С.Бакалеева
— Потешка его уже не возьмет!
Е.Бурмистрова
— Потешкой не пройдет, отвлечение, скорее всего не поможет, единственным вариантом является использование пустышки, если малыш умеет утешаться пустышкой, а не только грудью, но эта привычка формируется гораздо раньше. И, к сожалению, кроме как кормить малыша перед сном достаточно плотно, но не слишком, не до переполнения желудка, другую рекомендацию дать нельзя. То есть вот этот режим ночного засасывания, он является такой почти непреодолимой особенностью длительного грудного вскармливания. Особенно это проявляется, если мама уже пытается выходить на работу, или учебу, если мама живет уже более активной жизнью, это неплохо, но малыш, который соскучился по маме, не видел ее во второй половине дня, он с еще большей вероятностью станет ее «засасывать» ночью. И, далеко не все женщины могут хорошо высыпаться, кормя грудью, каждые час-полтора. Мне кажется, что стоит сделать все в течение первого года жизни, возможно, чтобы не оказаться в ситуации вот этого ночного засасывания, которое для очень многих пар мама-ребенок, становится таким аргументом к прекращению кормления, потому что женщина настолько устала, она настолько не может спать, что говорит, что все уже, все, пора, заканчиваем.
С.Бакалеева
— Если это длится дольше, после двух лет?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, тут я выскажу свое абсолютно субъективное мнение, и оно не всеми экспертами поддерживается, тут могут быть разные мнения, я как психолог могу сказать, что после двух лет, кормление скорее не показано. Могу обосновать свою точку зрения, напоминаю, что она именно такая совещательная. Дело в том, что сейчас кризис трех лет, так называемый, помолодел, дети начинают говорить о себе «я» где-то в районе двух лет. Это бывает год и 8, год и 10, два и 1, большинство малышей современных говорят о себе «я» уже в этом возрасте. Так вот, ребенок, который говорит я, на мой взгляд, грудь сосать не должен, а если он ее сосет, то возникает такое вот искривление, возникает феномен эмоционального симбиоза и настолько длинное кормление грудью, уже не благотворно влияет на отношения мамы и ребенка. У мамы возникать может ощущения, что ее используют, терроризируют, заставляют, принуждают кормить грудью и вместо близости, любви и внимания, возникает усталость, раздражение и отчуждение. Но мы говорим про те ситуации, когда ничем кормление не отягощено, когда молока было много, ребенок доношенный, здоровый ,без нарушения обмена веществ, типа там, недостаточности лактазной. Любые сложности со здоровьем, конечно, могут быть показанием к продолжению грудного вскармливания, просто для того, чтобы иммунитет ребенка, его здоровье окрепло. Но если малыш здоров и вы откормили в районе двух лет, совсем длинное грудное вскармливание вызывает большие вопросы, очень часто, дети, которые висят на груди дольше, они испытывают сложности в социализации, им просто никто не нужен, они еще младенцы. Они еще около мамы, они около материнской груди.
С.Бакалеева
— То есть, это все-таки младенческое состояние – сосание груди, нужно его вовремя перерасти?
Е.Бурмистрова
— В общем-то, да, но тут нет какого-то времени Х, которое можно сказать, что в этом возрасте от груди пора отучаться.
С.Бакалеева
— Или там, умея то-то, ребенок не должен сосать грудь?
Е.Бурмистрова
— Но, в целом, да, это скорее связано с ощущениями матери, и тут мы подходим, может быть к последнему моменту сложному, о котором я хотела поговорить. Дело в том, что с кормление грудью связана еще одна идея, идея материнской компетентности и состоятельности. Считается, в воздухе носится такая мысль, что только женщина, которая полноценно откормила грудью, причем иногда полноценным считается длительное вскармливание, только она компетентна. А это совсем не всегда так, эта идея мешает женщине почувствовать то индивидуальное время, ее, и ее ребенка, когда пора прекращать кормить грудью, когда малыш уже перерос, и вы уже выросли из этого состояния. Если засасывание сделается постоянным состоянием, да, от которого вы очень устали, и эта усталость перейдет на ребенка, гораздо сложнее будет справляться с состояниями гнева собственного, с состояниями недовольства малышом и гораздо сложнее будет формировать характер.
С.Бакалеева
— У нас в гостях была Екатерина Бурмистрова – мама десятерых детей, автор портала «Семья растет». Мы говорили о длительном грудном вскармливании. Грудное вскармливание само по себе прекрасно, и длительное тоже, но главное, не давайте этому процессу, чтобы он управлял вами, управляйте сами, ищите свое собственное время отлучения от груди, ищите свои собственные возможности поиграть, пообщаться с малышом, подарить ему тепло. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер