Действительно ли необходимо грудное вскармливание? Как долго нужно кормить ребенка грудью? Всегда ли нужно кормить малыша "по требованию"? Ответы на эти и другие вопросы в сегодняшней программе "Материнский капитал".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях мама десятерых детей, семейный психотерапевт, детский психолог, автор портала «Семья растет» и автор множества книг – Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Екатерина!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Грудное вскармливание – очень популярная тема, но и в общем-то правильно, что она такая популярная. Есть ли какие-то обороты медали у этой темы, как Вам кажется? Есть ли какие-то… ну не скажем минусы, наверное, не минусы, но сложности, подводные камни?
Е.Бурмистрова
— Я думаю, что как у каждого серьезного вопроса, есть две стороны. И, у каждой серьезной положительной вещи, есть оборотные качества. Так и у такого сложного процесса, каким стало сейчас кормление грудью, есть определенное количество сложностей, подводных камней, о которых стоило бы рассказать. Но в целом грудное вскармливание – огромное благо и для мамы, и для малыша, и я очень рада, что произошел поворот, и в сознании женщин нашей страны, и в сознании мирового сообщества родительского в сторону грудного вскармливания. В 1950-1960-е годы, когда были изобретены молочные смеси, казалось, что это огромное благо.
С.Бакалеева
— Смеси?
Е.Бурмистрова
— Смеси, да, и множество мам увлеклись молочными смесями, считая свободу от грудного вскармливания, таким благом. А теперь произошел поворот обратно, и я бы сказала, что как у всякого серьезного процесса, да, такое маятниковое движение. Можно сказать, что сейчас огромное увлечение кормлением грудью есть у современных родителей, слишком сильное.
С.Бакалеева
— Слишком?
Е.Бурмистрова
— Да, слишком сильное, если можно так сказать. Слишком сильное у людей таких увлекающихся, конечно же важно кормить ребенка грудью и не только Всемирная ассоциация здравоохранения, но и множество других экспертов с мировым именем и отечественных и зарубежных, считают, что кормить лучше больше, чем до года. Но, перегибом тут является то, что грудное вскармливание стало не только длительным, но и таким как бы… очень авторитарным со стороны ребенка. Всем известная такая замечательная идея, что грудью кормить нужно по требованию и начинается это кормление по требованию с рождения малыша, и это очень хорошая идея для первых нескольких недель жизни, пока лактация только налаживается. Но, почему-то люди, которые очень поддерживают идею грудного вскармливания, считают, что кормить по требованию нужно продолжать весь период кормления грудью, а это совсем не так. Более того, если после года ребенка продолжать кормить грудью по требованию, может возникнуть такой феномен, как засасывание. Он может быть звучит несколько таким жаргонным.
С.Бакалеева
— Ужасающим.
Е.Бурмистрова
— И ужасающим, но с ним сталкивались многие мамы, которые как раз очень хотели покормить ребенка грудью долго, полноценно, качественно. Засасывание – это требование малышом груди постоянно. Не тогда, когда он голоден, и не тогда, когда он соскучился по маме, и даже не тогда, когда ему нужно успокоиться, а просто тогда, когда ему захотелось. Как мы знаем, годовалый ребенок – существо с очень сильной волей. Воля очень сильная, желания очень сильные и они совершенно не соотносимы, ребенок их не соотносит с желаниями других людей, в частности мамы. Малыш понял, что он может проявлять действиями и звуками, еще не словами, а может быть и первыми словами – дай,дай, дай, дай сисю, свое хочу – вот он свои желания и проявляет. И если мама продолжает придерживаться идей кормления по требованию, можно сказать, что малыш будет с сисей во рту постоянно. А это не полезно ни ему, ни маме, потому что на втором году жизни, кормление грудью не должно составлять все содержание общения мамы с ребенком.
С.Бакалеева
— Но, мама же понимает, что кормление грудью – это не только кормление, но это еще и общение, она передает ему свою любовь, свою ласку тем самым, разве не так?
Е.Бурмистрова
— Конечно же, это все идеи прекрасные для начала первого года, конечно же, через кормление младенцу передается тепло, любовь и ласка. Но, годовалый ребенок и ребенок приближающийся ко второму году, ко второму дню рождения, это уже очень социальное, очень общительное существо, которое уже очень много понимает, понимает фактически все слова, которое умеет играть, и тепло, любовь и ласку ему можно и нужно передавать совсем не через кормление грудью.
С.Бакалеева
— А как?
Е.Бурмистрова
— Понимаете, тут кормление грудью должно занять нишу, не испугаюсь этих слов, такого интимного процесса. Теперь через кормление грудью мама показывает не только тепло, любовь и ласку, сколько в жизни бывают такие моменты, очень прекровенные, очень интимные, очень такие с большой нежностью, очень важные, но это не постоянно, не везде, не на улице, не в метро, этому есть свое время и свое место. То есть, можно сказать, что кормление на втором году жизни – это такой пример, ну, если сказать сильно, да, целомудренных отношений для ребенка, либо террористических. Никому не приятно…
С.Бакалеева
— То есть, когда в любой момент, в любом месте ребенок требует…
Е.Бурмистрова
— По его желанию, не учитывая желания другого человека, то есть мамы, можно получить грудь. И можно сказать, что вот эта требовательность, которая возникает при сосании груди, именно после года, это не в первый год.
С.Бакалеева
— У всех детей?
Е.Бурмистрова
— У детей с характером, у детей с проявленным темпераментом, с сильной волей, с большой возбудимостью – это, конечно, всегда выглядит ярче. Тут мама именно через кормление грудью, которое, хорошо, чтобы продолжалось до года и больше, до двух лет, возможно, показывала что-то, что важно для отношений в паре, для отношений двух людей. Конечно же это не отношения, ни в коем случае, как партнерские, супружеские, но это отношения двух людей, которые оба что-то чувствуют, что-то переживают и тут уже не надо подстраиваться под ребенка, как вы подстраивались под младенца. Тут нужно объяснить ему, что существуют некоторые границы, ну не то что бы нормы, но некоторые традиции поведения.
С.Бакалеева
— Это все можно словами объяснить уже ребенку?
Е.Бурмистрова
— Годовалому ребенку это объясняется не словами, а скорее действиями, скорее то, что выбирается для второго года жизни время и ситуации, когда мама грудь дает, например, это во время сна, около сна – перед засыпанием, ночью, после просыпания, это закрытая обстановка, где не ходят другие люди, может быть только самые близкие, где мама может сосредоточиться на малыше и спокойно покормить и малыш может тоже спокойно поесть – не две минуты прикрепиться к груди, а пососать какое-то достаточное время и это не происходит постоянно. И очень важно не давать ребенку грудь в качестве подмены общения, и очень важно не давать ребенку грудь, когда он этого настойчиво требует, хотя вы знаете, что он не голоден и сосал недавно. Единственный момент, когда можно давать грудь ребенку чаще, и это не повлияет, мне кажется на формирование личности, только, когда он недавно пошел и стал ходить на большие расстояния, и его вот это увеличение дистанции от мамы встревожило, и вот он может отбегать…
С.Бакалеева
— Он сам же отходит и сам же пугается этого.
Е.Бурмистрова
— Он сам отходит, сам пугается, сам прибегает и сам хочет присосаться, прикрепиться. Но это буквально первые две-три недели после начала хождения.
С.Бакалеева
— А если малыш заболел?
Е.Бурмистрова
— Да, если малыш заболел, он как бы становится младше. Во время болезни, возникает феномен временной регрессии, он возвращается в более младшее свое состояние и конечно в это время можно возвращаться к кормлению грудью более интенсивному. Но очень важно, и очень многие пары мама с ребенком на это натыкались, что ребенок уже выздоровел, а привычки, которые сформировались во время болезни остались и у мамы не хватает силы характера, или решимости. Или настойчивости, чтобы это преодолеть и вернуться к ситуации, которая была до болезни. Мне кажется, очень важно понимать, что вот отболели, температура, или какое-то нехорошее состояние прошло – время возвращаться к обычному режиму, не задерживаться в этом таком около болезненном равновесии, и не думать, что ребенок вернется сам.
С.Бакалеева
— Вы сказали о том, что важно разделить общение и кормление грудью, да, но по крайней мере не подменять. Как это разделить, как понять, что сейчас не нужно дать грудь, а нужно просто поиграть?
Е.Бурмистрова
— Мама должна уметь отвлекать, занимать, утешать ребенка не только грудью. Более того, в минимальном количестве случаев должна требоваться грудь для этих целей. И, мама должна, ну, должна в кавычках, кому должна, прежде всего самой себе, ни кому другому, семья – это свободное творчество, если тут используется грудь, это значит, что отношения остаются на стадии предыдущей, на стадии младенческой. Очень важно, ребенку, который подошел и хочет пососать, понимать, что он хочет на самом то деле внимания.
С.Бакалеева
— Он просто не может как-то выразить по-другому?
Е.Бурмистрова
— Да, но он привык получать внимание через грудь, пока был маленьким и предложить ему другие варианты – поиграть в потешку, поиграть в контактную игру, покружить, отвлечь куклой-перчаткой, устроить какие-нибудь салки-догонялки, покачать на коленях, то есть, не отодвигать его от себя, но и не заменять возможности более взрослого контакта, уже человека с человеком, грудью.
С.Бакалеева
— То есть, если это не режимный момент, если малыш здоров и не голоден, то лучше предложить ему что-то другое, не грудь?
Е.Бурмистрова
— Желательно, да. Но мы с вами сейчас говорим о времени бодрствования годовалого малыша. Но, наиболее сложная ситуация, мне кажется, возникает во время снов. Дело в том, что дети, которые активно сосут на втором году жизни, очень часто имеют очень дробный, прерывистый ночной сон и если по поводу дневного состояния, можно дать какие-то советы, чтобы сделать попытки приложиться к груди более редкими, и они очень быстро дадут результат. То есть, как только мамы меняют свое отношение и понимают, что они уже не должны кормить по требованию, чтобы грудное вскармливание было полноценным, малыш моментально переучивается, и потом, когда они решат, что пора прекращать грудью, этот переход не будет травматичен, поскольку, в течение какого-то времени, нескольких недель или месяцев, в течение второго года, малыш уже умеет обходиться без груди. Но это все про бодрствование, а с ночным сном другая история. Дело в том, что днем можно договориться с разумным человеком, а ночью годовалый ребенок, к сожалению, совсем не договорспособен, как сейчас принято говорить. Если он проснулся, то он требует грудь, и если мама не использует…
С.Бакалеева
— Потешка его уже не возьмет!
Е.Бурмистрова
— Потешкой не пройдет, отвлечение, скорее всего не поможет, единственным вариантом является использование пустышки, если малыш умеет утешаться пустышкой, а не только грудью, но эта привычка формируется гораздо раньше. И, к сожалению, кроме как кормить малыша перед сном достаточно плотно, но не слишком, не до переполнения желудка, другую рекомендацию дать нельзя. То есть вот этот режим ночного засасывания, он является такой почти непреодолимой особенностью длительного грудного вскармливания. Особенно это проявляется, если мама уже пытается выходить на работу, или учебу, если мама живет уже более активной жизнью, это неплохо, но малыш, который соскучился по маме, не видел ее во второй половине дня, он с еще большей вероятностью станет ее «засасывать» ночью. И, далеко не все женщины могут хорошо высыпаться, кормя грудью, каждые час-полтора. Мне кажется, что стоит сделать все в течение первого года жизни, возможно, чтобы не оказаться в ситуации вот этого ночного засасывания, которое для очень многих пар мама-ребенок, становится таким аргументом к прекращению кормления, потому что женщина настолько устала, она настолько не может спать, что говорит, что все уже, все, пора, заканчиваем.
С.Бакалеева
— Если это длится дольше, после двух лет?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, тут я выскажу свое абсолютно субъективное мнение, и оно не всеми экспертами поддерживается, тут могут быть разные мнения, я как психолог могу сказать, что после двух лет, кормление скорее не показано. Могу обосновать свою точку зрения, напоминаю, что она именно такая совещательная. Дело в том, что сейчас кризис трех лет, так называемый, помолодел, дети начинают говорить о себе «я» где-то в районе двух лет. Это бывает год и 8, год и 10, два и 1, большинство малышей современных говорят о себе «я» уже в этом возрасте. Так вот, ребенок, который говорит я, на мой взгляд, грудь сосать не должен, а если он ее сосет, то возникает такое вот искривление, возникает феномен эмоционального симбиоза и настолько длинное кормление грудью, уже не благотворно влияет на отношения мамы и ребенка. У мамы возникать может ощущения, что ее используют, терроризируют, заставляют, принуждают кормить грудью и вместо близости, любви и внимания, возникает усталость, раздражение и отчуждение. Но мы говорим про те ситуации, когда ничем кормление не отягощено, когда молока было много, ребенок доношенный, здоровый ,без нарушения обмена веществ, типа там, недостаточности лактазной. Любые сложности со здоровьем, конечно, могут быть показанием к продолжению грудного вскармливания, просто для того, чтобы иммунитет ребенка, его здоровье окрепло. Но если малыш здоров и вы откормили в районе двух лет, совсем длинное грудное вскармливание вызывает большие вопросы, очень часто, дети, которые висят на груди дольше, они испытывают сложности в социализации, им просто никто не нужен, они еще младенцы. Они еще около мамы, они около материнской груди.
С.Бакалеева
— То есть, это все-таки младенческое состояние – сосание груди, нужно его вовремя перерасти?
Е.Бурмистрова
— В общем-то, да, но тут нет какого-то времени Х, которое можно сказать, что в этом возрасте от груди пора отучаться.
С.Бакалеева
— Или там, умея то-то, ребенок не должен сосать грудь?
Е.Бурмистрова
— Но, в целом, да, это скорее связано с ощущениями матери, и тут мы подходим, может быть к последнему моменту сложному, о котором я хотела поговорить. Дело в том, что с кормление грудью связана еще одна идея, идея материнской компетентности и состоятельности. Считается, в воздухе носится такая мысль, что только женщина, которая полноценно откормила грудью, причем иногда полноценным считается длительное вскармливание, только она компетентна. А это совсем не всегда так, эта идея мешает женщине почувствовать то индивидуальное время, ее, и ее ребенка, когда пора прекращать кормить грудью, когда малыш уже перерос, и вы уже выросли из этого состояния. Если засасывание сделается постоянным состоянием, да, от которого вы очень устали, и эта усталость перейдет на ребенка, гораздо сложнее будет справляться с состояниями гнева собственного, с состояниями недовольства малышом и гораздо сложнее будет формировать характер.
С.Бакалеева
— У нас в гостях была Екатерина Бурмистрова – мама десятерых детей, автор портала «Семья растет». Мы говорили о длительном грудном вскармливании. Грудное вскармливание само по себе прекрасно, и длительное тоже, но главное, не давайте этому процессу, чтобы он управлял вами, управляйте сами, ищите свое собственное время отлучения от груди, ищите свои собственные возможности поиграть, пообщаться с малышом, подарить ему тепло. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Молчание тысячи стоит

Жил давние времена лев, который был королем тысячи лесов. Взял он себе в жены лису, и родился у них сын, да такой, что и на лиса не похож, и львом его не назовешь.
С виду — могучий как лев, да только вместо того, чтобы рычать по-львиному, он лаял по-лисьи. Но это ещё полбеды: характер у сына льва был лишён всякого благородства. Только и думал он, как бы кого обхитрить, да что-нибудь у других для себя урвать.
Когда сын стал подрастать, отец лев призвал его к себе и сказал:
— Сын мой! Ты велик и силён телом, но от своей матери лисы получил особенный голос. В твоем голосе нет величия, и он не подобает моему царственному отпрыску. Если звери услышат, как ты лаешь по-лисьи, они не будут с тобой считаться. Поэтому ты лучше всегда помалкивай и не подавай голоса. Тогда я смогу даровать тебе тысячу лесов.
Сын запомнил наставления льва, и старался всё время помалкивать. Недаром пословица гласит: «И глупец, когда молчит, может умным показаться». Вот и всем зверям в лесу казалось, что молчаливый сын льва достоин того, чтобы стать их правителем.
Наконец, пришёл день, когда царь-лев решил передать сыну в управление тысячу лесов. По этому поводу на главной поляне был объявлен большой праздник, на который собрались все лесные звери и птицы. Каждый принёс новому правителю какой-нибудь подарок, и по давней традиции дары складывали у ног нового повелителя. С важностью восседал сын льва на троне и молча кивал подданным.
Последней с опозданием на церемонию прискакала белка. Она была очень легкомысленной и забывчивой, вечно всё путала, вот и сейчас положила свой орех к ногам старого царя-льва.
Увидел это сын льва, и громко закричал:
— Эй, куда? Это моё! Это моё!
От жадности он забыл про отцовские наказы и залаял по-лисьи.
Когда звери услышали, как тонко пищит такой большой и сильный зверь, они стали дружно смеяться. А ещё больше их рассмешило, что новый правитель тысячи лесов пожалел для отца одного маленького орешка. Вот так царь зверей! Чего же тогда другим от такого владыки ждать?
Один за другим звери и птицы стали забирать свои дары и перекладывать к ногам старого льва, давая понять, что не будут подчиняться его сыну.
— Если бы ты молчал, как я тебе наказывал, — получил бы тысячу лесов, — сказал лев, когда они с сыном остались наедине. — Но теперь вижу, что не смог ты унять своей болтливости, не хватило тебе силы воли. Но, может, это и к лучшему. Правитель должен быть справедливым и щедрым, а твоя мелочная жадность не подобает царю...
Так и не получил сын льва тысячи лесов, и с тех пор в тех краях говорят: «Молчание — тысячи стоит».
(по мотивам бирманской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Кадетские корпуса

Фото: yasmin peyman / Unsplash
Ещё со школьной скамьи у нас на слуху имена русских героев и полководцев: адмирала Павла Нахимова — героя-защитника Севастополя в Крымской войне или первооткрывателей Антарктиды — Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Что объединяет этих людей? Все они были выпускниками кадетских корпусов.
Само слово «кадет» пришло в Россию из Франции и переводится как «младший», «несовершеннолетний». Так французы называли юных дворян, зачисленных на военную службу.
Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Туда принимали детей из дворянских семей. Некоторые историки связывают появление кадетских корпусов с императором Петром I: в 1701 году по его распоряжению была открыта Навигацкая школа для мальчиков, где готовили будущих специалистов военно-морского флота. Спустя полвека ученики этой школы были переведены в новый Морской шляхетный кадетский корпус.
За два столетия в Российской империи появилось 26 кадетских корпусов. Их главной задачей была подготовка будущих офицеров, образованных и воспитанных с чувством долга и любви к Отечеству. Унифицированная система образования в корпусах появилась при императоре Николае I.
По достижении 6-10 лет мальчики поступали в корпус на обучение, где на 8 лет становились частью большой воинской семьи. Кроме основных дисциплин, таких, как арифметика, чистописание, Закон Божий и история, кадеты обучались артиллерии, тактике, военной топографии и фехтованию. Ещё выпускники корпусов должны были говорить на нескольких иностранных языках. Особо начальство корпусов следило за поведением: хорошие отметки и исполнительность поощрялись похвальными листами и занесением имени отличника на почётную красную доску. За дурное поведение можно было попасть в карцер. Самым стыдным наказанием ребята считали снятие погон. Для мальчика-кадета погоны были символом их принадлежности к кадетскому братству. У каждого корпуса были свои погоны, свой праздник — день памяти особо почитаемого в корпусе святого и свои герои-выпускники.
Начиная с правления Николая I в кадетских корпусах стали проходить обучение даже дети из царской семьи. Генерал Мелентий Ольшевский вспоминал о том, как после длительного похода среди других кадетов на соломе спал цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель.
Кадетские корпуса стали настоящей кузницей военных кадров императорской армии и даже пережили революцию. Несколько корпусов эмигрировали за рубеж: там продолжили обучение кадеты, уехавшие из России. В эмиграции они сохранили дореволюционные правила и традиции, и передали их новым поколениям кадет, рождённым уже за рубежом. Последний эмигрантский корпус прекратил своё существование в 1964 году в городе Дьеп во Франции.
Таинственной кадетской традицией была «Звериада» — кадетская летопись в стихах, где каждый выпуск добавлял куплет от себя. Ребята вписывали новые куплеты в книгу с картинками в роскошном переплёте и передавали её на ночном параде от выпуска к выпуску. Несмотря на то, что стихи писались в полушутливом стиле, они содержали серьёзные идеи, в духе которых воспитывались будущие офицеры: быть верными Отечеству, подставлять плечо друг другу и никогда не забывать о родном корпусе.
За время своего существования императорские кадетские корпуса выпустили целую плеяду героев и полководцев. Немалое число выпускников эмигрантских корпусов приняло священный сан.
В советской России по образцу старых императорских корпусов в 1943 году открыли Суворовские училища, а сами кадетские корпуса были воссозданы уже в современной России и существуют до сих пор.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 43. Богослужебные чтения

Если вы не смотрели фильм «Молчание», снятый по одноимённому роману японского писателя Сюсаку Эндо — обязательно посмотрите. Это фильм про «молчание Бога» — которое очень сильно описано в 43-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением — давайте его послушаем и затем снова вернёмся к теме, почему Бог иногда «умолкает».
Псалом 43.
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твоё попрём ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасёт меня;
8 но Ты спасёшь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твоё будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление моё предо мною, и стыд покрывает лицо моё
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 всё это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простёрли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.
Не буду портить удовольствие от интриги фильма — замечу лишь одно: Бог нередко помещает человека в ситуацию выбора, когда, казалось бы, самое простое и верное было бы дать чёткий, однозначный ответ «оттуда», «сверху», непосредственно от Бога — как правильно? Находясь в острой кризисной ситуации, человек просит, потом молится ещё активнее, потом уже не выдерживает и начинает требовать, он уже буквально кричит к Богу изо всех сил своей души — а в ответ — ти-ши-на. Ни намёка, ни подсказки. В подобной ситуации царь Давид кричит: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?»
В жизни действительно человек порой оказывается перед совершенно открытыми возможностями выбора. Не так часто это бывает, конечно же, — но случается в очень важные, я бы сказал — поворотные моменты жизни. Как решишь — туда и пойдёшь. И обратной дороги уже не будет. Своего рода «точки невозврата». Они — бесценный ресурс, правильно используя который, человек совершает «квантовый скачок», стремительно выходит на принципиально новый уровень. Но вот загвоздка: как же понять, что — правильно, а что — нет? Может, гадальные кости бросить?.. избави Бог даже от мысли подобной!
В «Божественном молчании» скрывается не отчуждение, не нелюбовь, не наказание — а величайшая деликатность Бога по отношению к человеку и вера в то, что сам человек может «перепрыгнуть» себя самого, точнее, своё представление о своих возможностях. Именно в ситуации кажущегося безысходным кризиса вдобавок с Божественным молчанием — то, что на самом деле живёт в сердце человека, его реальные, а не декларативные ценности, предельно обостряются — и через это проявляются. Вот почему Давид и говорит: «Бог знает тайны сердца!» И, как правило, выбор в своём пределе оказывается между двух максимально заострённых ценностей: себя самого — и — любви, обращённой вне себя.
Вот и помещает нас Господь временами в ситуацию выбора: ты где, ты с кем, ты о чём — о себе ли только — или всё же можешь скачком выбраться из липкого самодовольства и развернуть свою израненную душу навстречу целительному свету Божественной силы? Давид вот — смог, значит, и нам тоже — вполне по плечу!