Как часто современные благополучные дети забывают, что где-то есть их сверстники, чья жизнь выглядит иначе. Как часто мы сами словно перестаем видеть их, бесправных, беззащитных, а часто, и просто голодных. Чтобы напомнить об этом и поговорить о чуткости советую прочитать с детьми повесть «Дитя Океан», которую написал современный французский писатель Жан-Клод Мурлева.
Эту историю нельзя назвать ни простой, ни веселой, но обратить на нее, все-таки, стоит.
Жили были шестеро братьев Дутрело — все близнецы — и седьмой — немой последыш Ян — ростом не больше двухлетки. Жили они очень бедно, впроголодь, учились плохо, родители не баловали их теплотой и лаской, загружали тяжелой работой, но больше всех доставалось от них крохотному Яну. И вот однажды братья сбежали из дома, и побрели по странной фантазии младшего на запад — к океану.
В основе повести лежит всем известная классическая сказка о Мальчике-с-пальчик, которую Мурлева мастерски разыгрывает в интерьере современной Французской провинции. Но, не смотря на эту «сказочность», на обложке книги не зря стоит значок «девять плюс». Дети помладше просто запутаются в свидетельских показаниях социальных работников, жандармов и других невольных участников происходящего, — а именно они рассказывают нам историю братьев. Зато двенадцати-четырнадцатилетние найдут на страницах книги полные опасности приключения и искреннюю братскую любовь, и, возможно, ощутят ранящее равнодушие мира взрослых героев. Поговорите об этом с детьми. Объясните, почему так случается, и почему так страшно, перестать чувствовать боль другого. И книга поможет в этом, как нельзя лучше. Недаром, она написана от лица разных героев. Это позволяет понять очерствевших от нищеты и серости фермеров Дутрело — родителей, лишенных сочувствия к своим детям, и многочисленных свидетелей детских мытарств, каждый из которых занят лишь собой. Но обратите внимание ваших детей на семерых лишенных родительской любви братьев, которые, как будто сопротивляясь всему миру, тем не менее, проявляют удивительную чуткость друг к другу. И учат нас этой чуткости.
Читайте правильное и будьте внимательны к тем, кто, возможно, нуждается в вашей помощи прямо сейчас.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема