
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Однажды в беседе с учениками Иисус Христос промолвил, что некоторые из них увидят Царство Божие еще в своей земной жизни. Ученики тогда не совсем поняли смысл этих слов. А через несколько дней Христос, взяв с собой трёх из них — Петра, Иакова и Иоанна, — поднялся на высокую гору, чтобы помолиться. Апостолы задремали, а когда очнулись, то увидели лицо своего Учителя, сияющее неземным светом, одежды Его сделались белее снега, а по сторонам от Него стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Это явление Божественного величия Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками стало известно во всем мире как Преображение Господне. Именно это событие мы сегодня и отмечаем.
Считается, что точная дата Преображения неизвестна. Официально она утвердилась лишь в четвертом столетии: праздник стали отмечать в день, когда в Палестине на горе Фавор, на месте знаменательного Евангельского события, был освящен храм в честь Преображения Господня, построенный императрицей Еленой. И все же праздновать Преображение начали уже в первые века христианства.
Известно также, что Преображение произошло в так называемый Праздник Кущей, который широко отмечался в ветхозаветном Израиле. В этот день люди приносили в храм и жертвовали Богу первые плоды нового урожая — виноград и смоквы.
На Русь Праздник Преображения Господня пришел в десятом веке, сразу же после принятия христианства. Тогда выращивать виноград у нас еще не умели. Поэтому вместо него освящали плоды, в обилии поспевавшие к этому времени: яблоки. Отсюда и возникло второе, народное название праздника: Яблочный Спас.
И сегодня, как много веков назад, люди несут в церковь яблоки. После торжественного праздничного богослужения их освящают. В этой древней традиции — и естественное желание поблагодарить Бога за хлеб насущный, и готовность отдать Ему все самое первое и самое лучшее.
Для совершения праздничного богослужения в день Преображения Господня священнослужители по традиции облачаются в серебристо-белые одежды. Это символизирует Фаворский свет, неземной свет Преображения, который просиял в этот день около двух тысяч лет назад.
В храмах сегодня поются стихиры праздника — торжественные песнопения, напоминающие о том, что происходило на горе Фавор. Подробности чуда Преображения Христа мы узнаем из текста Нового Завета, который читается во время богослужения — первые девять стихов семнадцатой главы Евангелия от Матфея.
В конце праздничной службы, после заамвонной молитвы — финальной молитвы богослужения, которую священник произносит, стоя на возвышении перед алтарем — совершается освящение плодов. Вот как эту часть богослужения описал в прошлом веке Иван Шмелёв в своем очерке «Яблочный Спас» из знаменитого цикла «Лето Господне».
«В горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою. Кругом на полу корзинки и узелки. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там.Суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях».
И сегодня в храме мы можем увидеть, услышать и ощутить всё то, что описал автор.
Надежда на то, что мы действительно сможем увидеть свет Преображения, вера в то, что это чудо возможно благодаря молитвенной помощи Богородицы, звучит во время церковной службы и в словах праздничного тропаря — небольшого гимна, кратко выражающего основную мысль праздника.
Если говорить о буквальном значении слова «преображение», то корни его нужно искать в греческом «метаморфозис», что дословно переводится как «превращение в другой вид», «изменение».
С момента Фаворских событий слово «преображение» приобрело гораздо более глубокий смысл — мы говорим об изменениях в человеке, прежде всего, с духовной точки зрения, с точки зрения его взаимоотношений с Богом.
Преобразившись на горе Фавор, Христос не только показал Свою Божественную природу. Он открыл апостолам, а вместе с ними и всем людям, идеал, возможность приблизиться к которому дана каждому человеку. Причем, речь идет не только об изменении привычек, взглядов или характера. Вся человеческая сущность под воздействием Божьей благодати способна перемениться, стать совсем иной — и внутренне, и даже внешне.
Близость к Богу способна изменять и физические свойства человеческой природы. Вот, к примеру, Мария Египетская могла переходить через реку, шагая прямо по воде. Это своими глазами видел благочестивый монах, старец Зосима. Он встретил святую в пустыне, куда она ушла, чтобы в одиночестве каяться в грехах своего прошлого, и где добровольно провела сорок семь лет.
Подобное преображение происходило не только со святыми древних времен. Многим известный, любимый и почитаемый преподобный Серафим Саровский жил сравнительно недавно — во времена Пушкина. Все, кому доводилось хотя бы просто постоять рядом с ним, говорили, что от старца исходят невероятные мир и покой.
Такие случаи из жизни святых и само Преображение Господне на Фаворе — связанные между собой события. Цепочка этих событий не прерывается и сейчас. Похожие примеры преображения мы знаем из жизни праведников, живших совсем недавно, в конце XX-го — начале XXI века — Паисия Святогорца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова. Преображение этих людей свидетельствует о том, что каждому из нас Богом дано гораздо большее, чем мы себе можем представить в повседневной суете.
Псалом 106. Богослужебные чтения

Существует ли в нашей жизни смысл, и если да, то почему мы иногда его не видим? Ответ на этот вопрос содержится в 106-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 106.
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населённого города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повёл их прямым путём, чтобы они шли к населённому городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Своё и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речёт, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,
34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, —
40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Только что прозвучавший псалом начинается словами «Сла́вьте Го́спода, и́бо Он благ, и́бо вове́к ми́лость Его́!» После этого псалмопевец указывает, в чём именно заключается эта милость. Он подробно описывает ряд непростых ситуаций, в которых оказывались люди. Это и плен, и рабство, и скитание на чужой земле, и болезни, и бедствия на море, и множество других обстоятельств, когда смерть и страдания приближались к человеку максимально близко. Но каждый раз, как показывает автор, Бог избавлял от скорбей. Дарил страдальцам Свою милость.
Все эти случаи псалмопевец берёт не из головы. Это то, что реально происходило с еврейским народом и с отдельными его представителями на протяжении всей их многострадальной истории. И вот что важно. Эту Божественную милость очень легко можно списать на случай. Каждый раз, когда к Израилю вдруг неожиданно приходило спасение, это можно было объяснить стечением обстоятельств и другими естественными причинами.
Поэтому в заключении, словно обрамляя псалом в рамку, псалмопевец делает акцент именно на сверхъестественном источнике этой милости: «Кто мудр, тот заме́тит сие́ и уразуме́ет ми́лость Го́спода». Бог непрестанно действует в судьбе человека. Но увидеть это сможет лишь тот, кто обладает мудростью. А мудрость на языке Библии это не многознание. Это умение всматриваться в собственное сердце и беседовать в нём с Творцом.
Этот навык можно тренировать. Человек, который стремится во всех своих делах исполнять заповеди Евангелия и ежедневно сверяет с ними свои помыслы, чувства, слова и поступки, со временем ощущает, как внутри его словно открывается источник тепла и света. Сначала очень тоненький, едва уловимый, но по мере усердной работы, он становится всё больше и заполняет собой всё новые области жизни. Так действует Дух Святой. Если будем усердно искать в себе этот источник Святого Духа, пытаясь служить людям ради Христа, Бог обязательно нам откроется. И даже если вокруг будет темно и мрачно, всё происходящее с нами обретёт глубокий смысл.
Псалом 106. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 106. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 106. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема