Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь убеждена, что апостольская проповедь, как и слова Евангелия, никогда не утратят своей актуальности. Эта убежденность строится на том, что произнес Христос Спаситель: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Схожая по своей сути мысль содержится и в Послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:7–8). Соответственно, и слова этого отрывка книги Деяний тоже никогда не устареют: апостолы укрепляли своих новоприобретённых учеников в вере и говорили, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Для аудитории апостолов в этом утверждении не было ничего странного: новые христиане видели своими глазами, что апостолы подвергались гонениям, их избивали и вообще относились к ним с крайней степенью пренебрежения. Учеников Христовых гнали с места на место, в их жизни не было ничего такого, чему можно было бы позавидовать. Но тем не менее, апостолы приобретали все новых и новых последователей Евангелия. В следовании за Христом в те годы нельзя было искать какой-либо житейской выгоды. Единственное, что могло привлекать — это прощение грехов и обетование Царства Христова. Те, кто решался откликнуться на призыв апостолов обрекали себя на такую же малоприятную с внешней точки зрения жизнь, которая была и у ближайших учеников Христа.
А что сегодня привлекает людей в Христову Церковь? Ради чего люди решают принять крещение?
Ответы мы знаем: за редчайшими исключениями причину надо искать не в прощении грехов и не жажде Христова Царства, а чем-то ином. Как показывает практика, многие наши современники ищут в Церкви не вечности, а временного, — ищут помощи в решение сиюминутных проблем. Ну а кто-то и вовсе приходит, повинуясь традиции, приходит «потому что так надо». С этими последними прекрасно знакомы все приходские священники: таких людей невозможно заставить изучать евангельское учение, они всеми силами стараются избежать предкрещальной катехизации, они готовы заплатить любые деньги и пойти на любые ухищрения ради того, чтобы их просто покрестили и не пытались их чему-то учить.
Конечно, идя по этому пути, приходя в Церковь ради чего угодно, но не ради жажды Христова Царства и прощения грехов, люди не получают того, что они ищут. Любая другая причина вхождения в Церковь является ошибочной, эта ошибка вскроется тогда, когда придется понести скорби за веру во Христа, а скорби неизбежно будут, потому как есть только один путь в Царствие Божие и он, как о том свидетельствует Новый Завет, связан со многими скорбями. Впрочем, для верующих во Христа они не страшны, ведь они не могут «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:29).
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.