Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Апостолы

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 31 зач., XII, 25 — XIII, 12.

Глава 12.

25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

Глава 13.

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;

5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8 А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,

10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В нашем обществе уже не первый год не утихает дискуссия о том, возможно ли силовое воздействие Церкви на общество в целом и на каждого конкретного человека в частности. Все мы прекрасно знаем, что Сам Господь Иисус Христос говорил о необходимости подставить левую щеку после удара по правой. И Сам Господь не дал апостолу Петру заступиться за Него тогда, когда Иуда привел воинов в Гефсиманский сад. Вообще, представить, чтобы Христос мстил за Самого Себя и призывал бы к тому же самому учеников невозможно. Несколько позже апостол Павел выразил христианское отношение к мести в Послании к Римлянам: «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17–21).

Но в этом отрывке книги Деяний мы видим, как кажется, нечто совершенно иное. Тот же самый апостол Павел не проходит мимо действий и слов Елимы волхва, но обращает свою апостольскую власть и силу против него. Кому-то может показаться, что в этой ситуации Павел противоречит сам себе и, что значительно важнее, Христову учению. Но это, конечно же, не так. Есть гигантская разница между личным оскорблением и теми действиями, которые препятствуют распространению евангельского учения. Елима волхв никоим образом не задевал апостола Павла, он ему не грубил, не предпринимал каких-либо насильственных действий в отношении апостола, он делал иное: противился учению Павла и старался «отвратить проконсула от веры». Мимо этого апостол пройти не смог и охарактеризовал действия волхва в предельно ясных и крайне жестких выражениях: «исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!», после чего Елима волхв временно лишился зрения.

Христианский Символ веры называет Церковь апостольской. В этом наименовании содержится не только утверждение апостольского преемства, это и еще и возвещение верности апостольскому учению, которое неизбежно выражается в верности апостольскому образу действий. Христиане должны без каких-либо исключений и оговорок прощать своих врагов, должны милостиво относиться к падшим, но христиане не имеют права проходить мимо попрания евангельского учения. Конечно, внешний мир вряд ли когда-либо сможет понять и принять эту нашу установку, но мы и не надеемся быть понятыми, у нас иное устремление: мы хотим быть последователями Христа и апостолов.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем