Деян., 8 зач., III, 11-16.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке мы видим очередное проявление исконной тенденции человечества: нам интересен не Бог, нам интересно то, что Он может дать. Мы помним, что точно также и за Христом люди чаще всего шли не по причине любви к Нему, а потому, что Он исцелял больных и воскрешал умерших. Мы помним, что во время пребывания Христа Спасителя в Вифании накануне Его Страданий и Смерти, там были и другие люди, которые пришли не только для того, чтобы увидеть Христа, но и чтобы увидеть воскрешенного Им Лазаря Четверодневного. Лазарь после воскрешения стал своего рода экспонатом, чем-то вроде экспонатов кунсткамеры. Ну а Христос многими воспринимался просто как некий на редкость сильный чудотворец, не более того.
В наше время ничего не изменилось. Наши современники точно также продолжают охотиться за необычными знамениями, за чудесами, за прозорливыми «старцами» и «сильными» молитвенниками. Причина охоты проста: эти люди хотят получить нечто для себя, причем это «нечто» имеет исключительно земное и тленное измерение. К сожалению, некоторые люди пытаются монетизировать эту древнюю тягу человечества к необычному, и ведут себя вовсе не так, как вели апостолы.
Апостольский же путь показан нам в сегодняшнем отрывке. Для апостолов исцеление хромого человека стало отличным поводом для проповеди Христа Воскресшего, а не для чего-то иного. Апостолы моментально перевели внимание с самих себя, с исцеления и с бывшего хромого на Христа, их логика проста: сам по себе человек слаб и ничего не может, а если мы видим проявление какой-то особой силы, то это повод обратиться ко Христу. Он — Источник силы, Источник жизни, Источник всякого блага.
Чтобы подчеркнуть мысль о собственной незначительности, апостол Петр в своей проповеди использует очень нехарактерное для Священного Писания слово, он говорит: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?». Слово «благочестие» встречается в Новом Завете буквально в четырех местах, в греческом языке первого века по Рождестве Христовом оно имело значение совокупности неких «заслуг» перед Богом, так, как понимал это иудаизм. В иудаизме существовало представление, что особо богобоязненный и добродетельный человек «заслуживает» и особую награду от Бога, что Бог «должен» такому человеку: «должен» его лучше слышать и «должен» откликаться на его молитвы. Апостол Петр своими словами подчеркивает, что благочестие в этом понимании здесь ни при чем, все дело лишь во Христе.
22 ноября. О книге и снятом по ней фильме о Святом Нектарии Эгинском

Сегодня 22 ноября. День памяти святителя Нектария Эгинского, отошедшего ко Господу в 1920 году.
О книге и снятом по ней фильме о Святом Нектарии — протоиерей Максим Горожанкин.
Совершая память святого Нектария, угодника Божия и великого чудотворца, мы неизменно вспоминаем и его трудный жизненный путь, когда он по навету своих врагов был низведен с архиерейской кафедры и простым священником, будучи саней епископа, продолжил свое служение в Греции. Он был ректором Богословской академии в Афинах и при нем это центральное учебное заведение достигло небывалых высот. Об этом всем можно прочесть в удивительной книге, которую написал ученик святого Нектария. Она так и называется «Я говорил со святым Нектарием». И по этой книге снят замечательный фильм «Человек Божий». Прикоснувшись к наследию святого Нектария и литературному, и отраженному в кинематографе мы можем увидеть, как, по слову апостола Павла, сила Божия совершается в немощи. Казалось бы, немощный и переносящий множество страданий святитель Нектарий был оставлен у человеков, но он не был оставлен у Бога. И уже перед смертью совершил великое чудо. Человек, который вместе с ним находился в больничной палате, приложив к себе его одежду, исцелился. И сегодня, прибегая в молитве к святителю Нектарию, мы также можем просить его благодатной помощи и заступления о всех нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 ноября. О наречении имён в честь святых
Сегодня 22 ноября. День памяти мученика Александра Солунского, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О наречении имён в честь святых — священник Стахий Колотвин.
На Руси всегда любили святых. И почитали и святых древностей, и наших русских святых. Но, что интересно, в честь кого больше нарекали имена? Вот мы смотрим, бывает равная ситуация. Алексей — человек божий, и Алексей — митрополит московский. И ты не угадаешь, рядом с тобой Алексей, когда именинный праздник. Другая ситуация бывает, что нет. Все-таки вот Георгий, чаще всего Георгий Победоносец. Хотя сколько на Руси было замечательных святых с именем Георгий. Но и третья ситуация, когда наоборот о древнем святом не вспоминают, потому что тот человек, который его имя при крещении получил на Руси, потом сам в святых просеял. Так произошло самым популярным именем многих последних десятилетий на Руси с именем Александр. Сколько вокруг наших Александров, отцов Александров, которые это имя носят. И все, конечно, празднуют именины на Александра Несвского. Но мы не должны забывать, каждый святой человек в своих трудах старался подражать своему святому собственному покровителю. И покровителем Александра Невского был мученик Александр Солунский. О нем мало чего известно. Исповедовал перед императором свое христианство. Отсекли ему голову. Царствие Небесное наследовал. Раз, два, три, и ты уже в Царстве Небесном. Поэтому где-то для того, чтобы подражать святому, не нужно побеждать в битвах. Не нужно вести дипломатические переговоры. А достаточно просто сохранять верность Богу даже до смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 ноября. О трудах Владимира Даля

Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий в России, приуроченный ко дню рождения в 1801 году Владимира Даля — создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».
О его трудах — священник Захарий Савельев.
Владимир Иванович Даль был человеком, который видел срез общества. Будучи полицмейстером, он оставил некоторые записки, свидетельствующие о быте и укладе своих современников. В том числе он оставил некоторые служебные записки, которых обучал своих коллег, отличать бесноватых от сумасшедших. Бесноватые, по его словам, боятся той воды, а сумасшедшие же с эту воду пьют. А также он оставил великий свой труд, толковый словарь русского языка Владимира Ивановича Даля, которым мы сегодня все пользуемся. Это энциклопедический сборник, который является неким пособием, который в определенной степени может заменить интернет, всемирную паутину, в которой собраны все важные аспекты русского языка и значений слов, которые используются как в наше время, так и в временах жизни Владимира Ивановича Даля. Помолимся о бессмертной душе Владимира Ивановича Даля, чтобы Господь даровал ему Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема







