Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 8 зач., III, 11-16.

Глава 3.

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,

15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В этом отрывке мы видим очередное проявление исконной тенденции человечества: нам интересен не Бог, нам интересно то, что Он может дать. Мы помним, что точно также и за Христом люди чаще всего шли не по причине любви к Нему, а потому, что Он исцелял больных и воскрешал умерших. Мы помним, что во время пребывания Христа Спасителя в Вифании накануне Его Страданий и Смерти, там были и другие люди, которые пришли не только для того, чтобы увидеть Христа, но и чтобы увидеть воскрешенного Им Лазаря Четверодневного. Лазарь после воскрешения стал своего рода экспонатом, чем-то вроде экспонатов кунсткамеры. Ну а Христос многими воспринимался просто как некий на редкость сильный чудотворец, не более того.

В наше время ничего не изменилось. Наши современники точно также продолжают охотиться за необычными знамениями, за чудесами, за прозорливыми «старцами» и «сильными» молитвенниками. Причина охоты проста: эти люди хотят получить нечто для себя, причем это «нечто» имеет исключительно земное и тленное измерение. К сожалению, некоторые люди пытаются монетизировать эту древнюю тягу человечества к необычному, и ведут себя вовсе не так, как вели апостолы.

Апостольский же путь показан нам в сегодняшнем отрывке. Для апостолов исцеление хромого человека стало отличным поводом для проповеди Христа Воскресшего, а не для чего-то иного. Апостолы моментально перевели внимание с самих себя, с исцеления и с бывшего хромого на Христа, их логика проста: сам по себе человек слаб и ничего не может, а если мы видим проявление какой-то особой силы, то это повод обратиться ко Христу. Он — Источник силы, Источник жизни, Источник всякого блага.

Чтобы подчеркнуть мысль о собственной незначительности, апостол Петр в своей проповеди использует очень нехарактерное для Священного Писания слово, он говорит: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?». Слово «благочестие» встречается в Новом Завете буквально в четырех местах, в греческом языке первого века по Рождестве Христовом оно имело значение совокупности неких «заслуг» перед Богом, так, как понимал это иудаизм. В иудаизме существовало представление, что особо богобоязненный и добродетельный человек «заслуживает» и особую награду от Бога, что Бог «должен» такому человеку: «должен» его лучше слышать и «должен» откликаться на его молитвы. Апостол Петр своими словами подчеркивает, что благочестие в этом понимании здесь ни при чем, все дело лишь во Христе.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем