
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 1 зач., I, 1-8
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга Деяний святых апостолов представляет собой продолжение Евангелия от Луки — у этих книг один и тот же автор, у них один и тот же адресат. Евангелие от Луки, как и все другие Евангелия, останавливается на событиях Господня Вознесения, книга Деяний «подхватывает» рассказ с этого места и говорит о том, что происходило с Христовыми учениками дальше. Но самое начало Деяний повторяет историю последнего явления апостолам Воскресшего Христа и приводит диалог, которого нет ни в одном из Евангелий.
Если сопоставить этот рассказ с рассказом Евангелия от Луки, то можно заметить одну странность: в Евангелии сказано, что перед Своим Вознесением Господь отверз ученикам «ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), тогда как в книге Деяний мы видим, что ученики продолжают задавать странные и довольно нелепые вопросы, которые при этом связаны со Священным Писанием. Речь идет о вопросе относительно восстановления Израильского царства, причем этот вопрос толкователи книги Деяний ставят в прямую зависимость от предшествующих слов Христа Спасителя, которые, в свою очередь, являются отсылкой к пророческой книге Иоиля, именно там — у Иоиля — сказано про излияние Духа: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28–29). Иоиль произносит эти слова в качестве описания одного из знамений возвращения всех израильтян на родину. Вопрос апостолов вполне закономерен: если скоро исполнится пророчество Иоиля и сойдет Святой Дух, то, видимо, стоит ожидать и восстановления Израильского царства? Но это лишь буквальный смысл Писания, тогда как духовный смысл заключен в другом. То есть получается, что Господь отверз апостолом ум к разумению Писаний, но отверз как-то не полностью, не до конца.
Впрочем, в этом нет ничего странного: Писание можно понимать двумя основными способами — буквальным и духовным. Духовное понимание невозможно без содействия Духа Святого, понимание буквального смысла тоже не дается без определенного рода навыка, который может быть приобретен трудом, а может быть и некоторой данностью, так, как это бывает и с литературой другого рода, к примеру, с учебниками по квантовой физике — кто-то их понимает сразу, кому-то необходимо потрудиться, а кто-то и вовсе оказывается не способен понять эти тексты.
Апостолы перед Христовым Вознесением понимали Писание, но понимали лишь буквально: по причине такого понимания до Сошествия Святого Духа они были уверены, что Христос Спаситель и Его Воскресение имеют отношение лишь к Израилю, что это частное национальное дело, а Царство Христово — теократическое царство, охватывающее лишь один народ — народ Израиля. Конечно, они ошибались. Царство Христово — это не государство, не территория, не народ и не что-то иное подобное, Царство Христово — это все те люди, которые при содействии Духа Святого основой своей жизни видят исполнение святых Христовых заповедей, первая из которых — заповедь о любви к Богу и к ближним.
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство в пространстве храма». Дмитрий Остроумов, Дионисий Иванников
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и художник-монументалист Дионисий Иванников.
Разговор шел об искусстве в пространстве храма, как оно развивается и меняется, сохраняя при этом традиции и установленные каноны.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Домашние питомцы — христианский взгляд». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о домашних питомцах, о том какое место они занимают в жизни человека и как по-христиански относиться к животным.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







