Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

Деян., 1 зач., I, 1-8 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
Апостолы

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 1 зач., I, 1-8

Глава 1.

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Деяний святых апостолов представляет собой продолжение Евангелия от Луки — у этих книг один и тот же автор, у них один и тот же адресат. Евангелие от Луки, как и все другие Евангелия, останавливается на событиях Господня Вознесения, книга Деяний «подхватывает» рассказ с этого места и говорит о том, что происходило с Христовыми учениками дальше. Но самое начало Деяний повторяет историю последнего явления апостолам Воскресшего Христа и приводит диалог, которого нет ни в одном из Евангелий.

Если сопоставить этот рассказ с рассказом Евангелия от Луки, то можно заметить одну странность: в Евангелии сказано, что перед Своим Вознесением Господь отверз ученикам «ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), тогда как в книге Деяний мы видим, что ученики продолжают задавать странные и довольно нелепые вопросы, которые при этом связаны со Священным Писанием. Речь идет о вопросе относительно восстановления Израильского царства, причем этот вопрос толкователи книги Деяний ставят в прямую зависимость от предшествующих слов Христа Спасителя, которые, в свою очередь, являются отсылкой к пророческой книге Иоиля, именно там — у Иоиля — сказано про излияние Духа: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28–29). Иоиль произносит эти слова в качестве описания одного из знамений возвращения всех израильтян на родину. Вопрос апостолов вполне закономерен: если скоро исполнится пророчество Иоиля и сойдет Святой Дух, то, видимо, стоит ожидать и восстановления Израильского царства? Но это лишь буквальный смысл Писания, тогда как духовный смысл заключен в другом. То есть получается, что Господь отверз апостолом ум к разумению Писаний, но отверз как-то не полностью, не до конца.

Впрочем, в этом нет ничего странного: Писание можно понимать двумя основными способами — буквальным и духовным. Духовное понимание невозможно без содействия Духа Святого, понимание буквального смысла тоже не дается без определенного рода навыка, который может быть приобретен трудом, а может быть и некоторой данностью, так, как это бывает и с литературой другого рода, к примеру, с учебниками по квантовой физике — кто-то их понимает сразу, кому-то необходимо потрудиться, а кто-то и вовсе оказывается не способен понять эти тексты.

Апостолы перед Христовым Вознесением понимали Писание, но понимали лишь буквально: по причине такого понимания до Сошествия Святого Духа они были уверены, что Христос Спаситель и Его Воскресение имеют отношение лишь к Израилю, что это частное национальное дело, а Царство Христово — теократическое царство, охватывающее лишь один народ — народ Израиля. Конечно, они ошибались. Царство Христово — это не государство, не территория, не народ и не что-то иное подобное, Царство Христово — это все те люди, которые при содействии Духа Святого основой своей жизни видят исполнение святых Христовых заповедей, первая из которых — заповедь о любви к Богу и к ближним.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем