
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 1 зач., I, 1-8
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга Деяний святых апостолов представляет собой продолжение Евангелия от Луки — у этих книг один и тот же автор, у них один и тот же адресат. Евангелие от Луки, как и все другие Евангелия, останавливается на событиях Господня Вознесения, книга Деяний «подхватывает» рассказ с этого места и говорит о том, что происходило с Христовыми учениками дальше. Но самое начало Деяний повторяет историю последнего явления апостолам Воскресшего Христа и приводит диалог, которого нет ни в одном из Евангелий.
Если сопоставить этот рассказ с рассказом Евангелия от Луки, то можно заметить одну странность: в Евангелии сказано, что перед Своим Вознесением Господь отверз ученикам «ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), тогда как в книге Деяний мы видим, что ученики продолжают задавать странные и довольно нелепые вопросы, которые при этом связаны со Священным Писанием. Речь идет о вопросе относительно восстановления Израильского царства, причем этот вопрос толкователи книги Деяний ставят в прямую зависимость от предшествующих слов Христа Спасителя, которые, в свою очередь, являются отсылкой к пророческой книге Иоиля, именно там — у Иоиля — сказано про излияние Духа: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28–29). Иоиль произносит эти слова в качестве описания одного из знамений возвращения всех израильтян на родину. Вопрос апостолов вполне закономерен: если скоро исполнится пророчество Иоиля и сойдет Святой Дух, то, видимо, стоит ожидать и восстановления Израильского царства? Но это лишь буквальный смысл Писания, тогда как духовный смысл заключен в другом. То есть получается, что Господь отверз апостолом ум к разумению Писаний, но отверз как-то не полностью, не до конца.
Впрочем, в этом нет ничего странного: Писание можно понимать двумя основными способами — буквальным и духовным. Духовное понимание невозможно без содействия Духа Святого, понимание буквального смысла тоже не дается без определенного рода навыка, который может быть приобретен трудом, а может быть и некоторой данностью, так, как это бывает и с литературой другого рода, к примеру, с учебниками по квантовой физике — кто-то их понимает сразу, кому-то необходимо потрудиться, а кто-то и вовсе оказывается не способен понять эти тексты.
Апостолы перед Христовым Вознесением понимали Писание, но понимали лишь буквально: по причине такого понимания до Сошествия Святого Духа они были уверены, что Христос Спаситель и Его Воскресение имеют отношение лишь к Израилю, что это частное национальное дело, а Царство Христово — теократическое царство, охватывающее лишь один народ — народ Израиля. Конечно, они ошибались. Царство Христово — это не государство, не территория, не народ и не что-то иное подобное, Царство Христово — это все те люди, которые при содействии Духа Святого основой своей жизни видят исполнение святых Христовых заповедей, первая из которых — заповедь о любви к Богу и к ближним.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема