
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 29 зач., XII, 1-11.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- 4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Комментирует священник Антоний Борисов.
О том, что Ближний восток регион не спокойный, знают, наверное, все. И дня не проходит, чтобы не появилась новость — опять в Израиле, Ливане или иной ближневосточной стране что-то взорвалось, кто-то с кем-то воюет. Так было и две тысячи лет назад. И представьте себе, именно в таких условиях зародилась и развивалась древняя Церковь. Автор книги Деяний апостол Лука постарался рассказать о ранней истории христиан, отметив разные ее стороны. И печальные, и радостные. Прозвучавший отрывок является подтверждением многогранности его рассказа. Сначала Лука повествует о трагическом событии — смерти Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова. Святой Иаков первым из апостолов принял мученическую кончину. Его гонителем стал Ирод Агриппа, внук царя Ирода Великого. Агриппа подражал своему жестокому деду и решил угодить иудейским вождям — он понял, что смерть одного из ближайших учеников Спасителя доставит радость врагам христианства. Святой Иаков был убит мечом. Останки его были сохранены Иерусалимской Церковью. Затем они были перенесены в Испанию и стали главной святыней местной церкви. Убив Иакова, Агриппа продолжил гонение на апостолов. Следующей его жертвой стал Петр. Апостола посадили в тюрьму и не умертвили лишь потому, что приближалась иудейская Пасха. Казнь должна была состояться после этого праздника. Но Бог решил иначе. Апостол чудесным образом получил свободу. И даже многочисленная охрана не смогла этому помешать. Освобождение Петра святой Лука описывает с большим юмором. Ночью Петр спал в тюремной камере. Вдруг явился ангел, от которого исходил сильный свет. Но сон апостола был настолько крепок, что Петр не заметил посланника Божия. Тогда ангел толкнул апостола в бок. Тот проснулся и спросонья подумал, что и ангел, и его указания всего лишь продолжение сновидения. Ангел тем временем освободил Петра из темницы, сделав так, что стража ничего не заметила. Затем посланник Божий вывел апостола на улицу, ведшую к дому, где жили христиане. В частности, святой Марк, автор одного из Евангелий. После этого ангел покинул Петра. Только тогда апостол понял что с ним произошло и возрадовался. Ведь Господь избавил его от мучительной смерти.
Чему нас может научить сегодняшний отрывок из книги Деяний? Прежде всего, тому, что ни при каких жизненных обстоятельствах мы не должны падать духом. Память о Боге и Его любви к нам способна изгнать уныние и печаль из человеческого сердца. Даже если вокруг полно проблем и неприятностей. Совсем не обязательно, что Господь пошлет нам ангела для их решения. Но, в любом случае, Бог точно найдет способ помочь человеку, который искренне просит у Него поддержки. И совершенно не важно, на самом деле, кто будет посредником в этом деле — ангел или человек.
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







