Деян., 4 зач., II, 14-21.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый человек, интересующийся христианством рано или поздно оказывается перед вопросом: что мне делать, чтобы спастись? Прикровенный ответ на него звучит в отрывке из 2-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Все цивилизации, которые когда-либо существовали на земле, можно условно разделить на две большие группы. Насколько мы можем судить, хронологически более древние считали смертность и страстность человека ненормальными и говорили, что он нуждается в спасении от них и преображении жизни. Вторые утверждали, что смертное и страстное бытие человека на земле — нормально. Может быть, оно и не идеально, но ничего идеального и совершенного в мире не существует. Человек не нуждается в спасении и единственное, что ему действительно нужно, более-менее обеспеченная и благополучная жизнь здесь и сейчас.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим речь апостола Петра в день Пятидесятницы. Услышав, как ученики Христа проповедовали на самых разных наречиях, иудеи решили, что они пьяны. В свою очередь Пётр объясняет сомневающимся, что дело не в пьянстве, но в том, что на них сошёл Дух Святой и, будучи им водимы, они проповедуют о новом времени и новых отношениях со Творцом. Действие Ветхого Завета заканчивается и прежние формы благочестия больше не действуют. Закон был подробным и скрупулёзным, и чтобы исполнить его необходимо было приложить немало усилий, но при этом он не спасал. Его цель была в том, чтобы научить людей нравственной жизни и послушанию, но своими силами со смертностью и страстностью людям было не справиться... Спасётся лишь тот, кто призовёт имя Господне, — говорит апостол Пётр.
Всего лишь, спросит кто-нибудь? Так просто! Ветхий Завет со всеми его многочисленными правилами сменяется просто призывом Бога? Не может быть! Но, во-первых, в данном случае апостол Пётр цитирует слова ветхозаветного пророка Иоиля. И, во-вторых, призывание имени Господнего — это не просто Его произнесение.
По-настоящему призвать Бога можно только тогда, когда ты признаёшь, что не управляешь собственной жизнью и есть Тот, Кто больше тебя, и Кто единственно может по-настоящему помочь тебе спастись. Кроме того, призвать имя Божие, значит признать Господа существом личностным, потому что безличный закон невозможно умолять, от него невозможно ждать помощи... Наконец, звать Бога значит выходить из замкнутости собственного внутреннего мира, собственной зацикленности на себе... Это значит распахивать двери сердца и надеяться, что Господь войдёт в твою жизнь, чтобы участвовать в ней. Открыться свободно и дать место Его любви действовать для нашего спасения. Если мы задумаемся над этим всерьёз, мы поймём, что Богу больше ничего и не нужно. Неслучайно, буквально несколько дней назад мы слышали, как разбойник на кресте обратился ко Христу, и его призыв был настолько искренним и настоящим, что он услышал в ответ: «Ныне ты будешь со Мной в раю». И, конечно, подлинная христианская жизнь оказывается возможна только изнутри подобного обращения к Богу!
Для чего же, спросит кто-нибудь, в таком случае вся остальная христианская жизнь? Для чего молитвы, таинства, нравственность? Ответ очень прост. Всё это является подтверждением того, что когда ты призываешь Имя Господне, ты призываешь Его искренне и всерьёз.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







