Деян., 45 зач., XXI, 8-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Каждый человек в жизни сталкивался с трудностями. Они всегда неприятны, и обычно мы стараемся их избежать. Однако иногда случаются ситуации, в которых мы не пытаемся от них отвернутся и встречаемся с трудностями лицом к лицу. Именно такой случай описан в отрывке из 21 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Итак, мы видим, как апостол Павел со спутниками приходит в Кесарию и остаётся у Филиппа диакона — одного из тех, кого когда-то поставили апостолы в Иерусалиме заботиться о вдовах, заниматься социальным служением в местной церкви. Через какое-то время туда же к Филиппу приходит пророк по имени Агав и явно пророчествует Павлу о тех бедах, которые произойдут с ним в Иерусалиме. Он не говорит прямо о грядущий смерти, но Павлу придётся быть в узах, потому что иудеи арестуют его и отдадут римлянам. В любом случае так или иначе он предупреждает апостола о том, что с ним произойдёт.
Но может ли Павел не идти в Иерусалим? Да, он несёт туда деньги для помощи иерусалимским христианам, спешит рассказать о том, как прошло его путешествие и сколько людей уверовали во Христа... но самое главное в другом. По его словам, он идёт туда по влечению Духа, которому он желает быть послушен. Он мог бы уйти в другие земли и жить там, проповедовать в других местах... Тем более, что близкие начинают уговаривать его сделать всё, чтобы избежать страданий. Но Павел не может поступить иначе. Он тот, кто в начале своего пути гнал христиан. Уже после обращения он всю оставшуюся жизнь переживал о прошлом и даже считал себя первым из грешников, ведь когда-то он гнал Церковь Божию. Услышав просьбу не ходить в Иерусалим, апостол был очень смущён. Ему ли теперь бежать от ареста? Ему ли теперь прятаться? Ему ли малодушествовать? С воодушевлением он говорит о том, что готов не только к аресту, но и к смерти. Не то чтобы попытка уйти от страданий была для него безнравственной. Нет, дело не в этом. Павел чувствовал, что выбор этот всё равно наступит и трудностей не избежать. Иудеи настигнут его и скрываться от них бессмысленно. Поэтому он идёт по пути, который когда-то выбрал, и ничего не боится.
Сегодня может показаться, что для большинства из нас верность Спасителю не связана с трудным выбором. Мы свободно можем верить и практиковать внешние формы христианства. И всё же нередко, человек чувствует, что может избежать трудностей, если откажется от верности Богу. И апостол является для нас замечательным примером в том, чтобы не свернуть с правильного пути и не испугаться испытаний. Он поступает, как должен поступать, не боится и не убегает. Причём речь идёт не о каких-то внешних религиозных поступках. Речь может идти о честности, жертвенности, о милости, обо всём том, в чём мы видим, в чём чувствуем дело Божие в мире.
Псалом 123. Богослужебные чтения
Как узнать, что Бог всё ещё с нами и поддерживает нас? Как определить, что Он всё ещё участвует в нашей жизни? Ответ на этот вопрос находим в 123-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
«Если бы с нами не было Бога» — вопрос, который дважды повторяется вначале только что прозвучавшем псалма. И псалмопевец даёт ответ: если бы с Израилем не было Бога, он просто перестал бы существовать, даже не успев стать народом. Ведь на протяжении истории такое происходило сплошь и рядом. Не всем племенам было суждено стать великими нациями. Многие просто исчезли в водовороте мировых событий.
Не случайно автор псалма изображает врагов Израиля в образе свирепого морского чудовища, которое способно проглатывать людей целиком. Также он использует образ водной стихии, в бурном потоке которой ничто не может выжить. Идея очевидна: если рядом с человеком нет Бога, мир становится враждебен по отношению к нему. Он стремится его разорвать, уничтожить, вернуть в небытие.
Поэтому тот факт, что Израиль не стал добычей врагов, является для псалмопевца великим чудом и ярким подтверждением, что Бог всё ещё со Своим народом. А потому в заключении псалма мы слышим слова благодарности. Автор псалма благословляет Бога за то, что каждый раз Он выводит своих людей из самых тяжёлых передряг.
Вопрос, который задаёт автор псалма, что было бы, если бы с нами не было Бога, полезно задавать себе как можно чаще в течение дня. Молитвенное размышление на эту тему приводит к однозначному ответу: если бы с нами не было Бога, мы бы не оказались сейчас в той точке жизни, в которой оказались. Даже если обстоятельства, которые нас окружают, весьма мрачные, мы всё ещё живы, в нас всё ещё бьётся сердце и есть дыхание. А, значит, у Бога есть на нас какой-то план. И вся наша беда лишь в том, что мы не чувствуем этого. Для того, чтобы вернуть себе эту чувствительность, псалмопевец призывает нас учиться благодарить. Благодарить и за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Постепенно душа будет оживать, и однажды мы отчётливо увидим, что Бог всё ещё с нами. Он держит нас за руку и никогда не собирался её отпускать.
«Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
Гостем программы «Исторический час» был писатель, историк Вячеслав Бондаренко.
Разговор шел о судьбе святого праведного Алексея Мечёва, о его священническом служении до и после революции в России и о том влиянии, которое он оказывал на церковную жизнь Москвы.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как становятся семинаристами?» Анна Ершова
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была журналист, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Анна Ершова.
Мы говорили с нашей гостьей о ее приходе к вере и о пути в профессии, а также о том, как удивительные истории учащихся семинарии легли в основу ее книги «Был футболистом, стал семинаристом».
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







