Деян., 1 зач., I, 1-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что принёс людям Христос? Две тысячи лет существует христианство, а жизнь лучше не стала. Те же социальные катастрофы, те же стихийные бедствия, те же болезни и смерть. Да и если посмотреть на жизнь отдельного человека, также картинка не радостная. Вот он крестился, ходит в храм, а всё равно проблемы на работе, в семье. Всё равно он болеет и умирает. Что же даёт нам Церковь? Вопрос не праздный. И, возможно, ответ на него мы можем услышать в отрывке из 1 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
После Своего воскресения Иисус Христос продолжает являться Своим ученикам ещё на протяжении сорока дней. В сокровенных беседах Он открывает им знание, которое они в свою очередь должны будут передать своим ученикам. Поразительно то, что апостолы, даже несмотря на всё пережитое, несмотря на то, что сейчас им открылось намного больше, чем они могли вместить раньше, всё равно много не понимают. И это чувствуется в их вопросе, обращённом к Учителю: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». В умах учеников всё ещё живёт красочная картинка, на которой жизнь распрекрасна. Они всё ещё ждут, что Христос изменит реальность, и наконец-то Израиль превратиться в страну, где текут молочные реки вдоль кисельных берегов. А потому Господь не даёт никаких ответов. Единственное, Он обещает, что скоро они всё сами увидят и поймут. После Его ухода придёт Дух Святой, тогда и откроется то Царство, о котором Он столько проповедовал. Так и произошло. В день Пятидесятницы на апостолов сошёл Утешитель, так сам Господь называет Дух Святой. Внешне ничего не изменилось. Тот же Иерусалим с его повседневными проблемами, те же римляне-оккупанты, те же дрязги между различными политическими партиями, та же агрессия со стороны религиозных лидеров. Глобальные изменение произошли в самих апостолах. Дух наполнил их сердца, просветил их умы. Они получили новый, глубокий взгляд на этот мир и окружающую действительность. А вместе с этим и новое отношение к жизни, к самим себе, к людям, ощутили явственно ту роль, которая была им отведена в замысле Творца.
Нередко человек, встретив Бога и придя в Церковь, думает, что его жизнь должна измениться кардинальным образом. И в первую очередь в его представлениях эти изменения касаются внешних обстоятельств. Улучшение ситуации на работе, в семье, с близкими. Не в последнюю очередь он рассчитывает на то, что с лёгкостью избавится от своих внутренних проблем. От тех недостатков, которые доставляли ему и окружающим неудобства. В целом это всё то, о чём думали апостолы, спрашивая Иисуса Христа о восстановлении царства Израилю. Однако нередко явного чуда не происходит. Люди не меняют своего отношения к нам, они продолжают предъявлять нам определённые претензии, да и наши собственные особенности, изъяны и дефекты характера не собираются так легко пропадать. И сегодня Писание говорит нам: это не те изменения, которые должны произойти. Да, внешние трансформации могут сопровождать нашу жизнь, но всё это очень факультативно. Главное, что получает человек, вступая в Царство Бога, — новое качество жизни. Он приобретает то, что апостол Павел называет в своих посланиях «Ум Христов». В нас укореняется способность воспринимать окружающий мир со всеми его несовершенствами через призму благодати Духа Святого. Это совершенно новые очки, которые позволяют увидеть самого себя и окружающую реальность в новом свете. Это сила, которая позволяет нам проживать жизнь с её трудностями, оставаясь в мирном расположении духа, в радости, любви, не погрязая в пучине тоски и уныния. Поэтому и говорит Спаситель в Евангелии о том, что Царство Небесное не здесь и не там. То есть оно не занимает какое-то определённое место в пространстве и времени. Царство Божие, по Его словам, «внутри вас есть».
5 декабря. О ложном мире, ведущем к погибели
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О ложном мире, ведущем к погибели — игумен Лука Степанов.
Всякому хочется получше на земле устроиться, и эта безопасность, благополучие составляет для человека, ну, некоторый круг его необходимых ценностей, в которых он призван, как кажется, всякому человеку развиваться, утверждаться, борясь за вот это свое спокойствие и благополучие. И на пути строительства этого Вавилонского, на пути создания вот такого для себя земного рая, человек забывает о Творце.
В последние времена человечества, о которых в данном случае говорит апостол Павел, после Великих катаклизмов, на которые предуказывал и сам Спаситель, и апостол Павел, и в первом и втором своем послании к Солунянам, здесь указывает на то мнимое благополучие, которое установится на земле при царстве Антихриста. Его будут прославлять как великого миротворца и того, кто вернул благополучную жизнь человеческому роду, сметенному от болезней, войн, катаклизмов. Но этот самый мнимый благодетель человечества вскоре потребует божественного поклонения себе ото всех людей, и присягание ему в верности будет признаком полного отпадения от будущей вечной жизни с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О подвиге Благоверного князя Михаила Тверского
Сегодня 5 декабря. День памяти Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, жившего в четырнадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Он был человеком своего времени, человеком периода раздробленности на Руси. Но при своей кончине, при обстоятельствах, которые застигли его в конце его жизни, мы с вами можем увидеть подлинное лицо этого человека, увидеть подлинный облик благоверного князя. И, как известно, при очередной стычке с московским князем, в дружине этого князя были татарские наемники. И татарский хан, узнав о том, что Михаил Ярославич разбил эту дружину, разгневался на него за своих погибших воинов и приказал ему ехать на суд в Орду. Для всех живущих тогда людей это означало поездку в один конец, где человека зверски измучив, придадут жестокой смерти.
Взяв благословение у своего духовника, он добровольно поехал туда, претерпел жесточайшие издевательства. Он находился продолжительное время в кандалах. Каждый день читал текст священного писания, пел псалмы, молился. В конце его заключения толпа воинов начала его избивать, топтать, а в конце просто заколола мечами.
Спустя год весть о смерти Михаила Ярославича дошла до Тверской земли. И по прибытии его честных останков в Тверь, встречающие мощи люди обнаружили благоухание, что свидетельствовало о святости этого человека. Может быть, этот благоверный князь при своей бытовой жизни действительно иной раз совершал неприглядные поступки, но всегда в них горько каялся, а самым главным покаянием стало его пребывание в Орде и его христианское мужество перед лицом неминуемой смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О безвозмездном труде
Сегодня 5 декабря. Международный день волонтёров.
О безвозмездном труде — священник Роман Федотов.
Есть такая работа, где ты срочно нужен, где не получаешь зарплату, где необходимо увидеть и помочь, где нужно научиться любить и сострадать, и быть милосердным.
Милосердие — это божественное свойство, одна из естественных природных черт, образа Божия в человеке, важнейший христианский добродетель. В Евангелии от Луки мы можем услышать такие слова «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Слово «милосердие» происходит от словосочетания «милое сердце», которое можно понимать как доброе, благосклонное, человеколюбивое сердце или душа.
Вот дефицит таких бесконечно и бескорыстно любящих сердец ощущается особенно остро в наше время. Время, к сожалению, наполненное жестокостью и безразличием, самолюбием и расчетливостью. Поэтому сегодня, когда мы отмечаем Международный день волонтеров, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, кто самоотверженно и мужественно, исполняя свой не только гражданский долг, но и слова самого Христа Спасителя. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Все выпуски программы Актуальная тема