Деян., 36 зач., XV, 5-34.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скоро наступят выпускные экзамены, вчерашние школьники отправятся в новый путь взрослой жизни. А Вы хорошо помните свои ощущения от последнего звонка в школе — когда вместе соединяются радость безграничных перспектив и страх свободы самоопределения. О том, как прозвучал «последний звонок» в первохристианской Церкви, повествуется в отрывке из 15 главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Первый апостольский собор, на котором были приняты важные решения, касающиеся приёма в Церковь язычников, были своего рода «выпускным экзаменом», с которым апостолы прощались с «школой Ветхого Завета». Апостолы вынесли из этой школы самое главное, что и сформулировали в виде чётких запретов: воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и не делать другим того, чего себе не хотите. Скажем прямо: апостолы этот «выпускной» сдали на отлично!
«Почему?» —спросите вы. Ответ лежит на поверхности: весь смысл Ветхого Завета был в подготовке людей — через исполнение закона Моисея избранным народом — к пришествию Христа Спасителя. Когда же Иисус Христос исполнил Своей жизнью, смертью и воскресением все пророчества и разрушил власть дьявола и ада над людьми — все те «инструменты» в виде заповедей, законов, ритуалов, обычаев, которые были жизненно важны в «школе» — перестали быть необходимыми. Из них осталось только несколько — озвученные в решениях апостольского собора — значение которых простиралось далеко за горизонт собственно Ветхого Завета. Так же, как для студента университета странно было бы носить с собой прописи для первоклассника и пользоваться счётными палочками — так же было странно для выросших из «школы Ветхого Завета» христиан продолжать требовать от входящих в Церковь язычников обрезание и соблюдение всех многочисленных внешних ритуальных требований иудаизма.
Но я бы предложил несколько расширить горизонт сегодняшнего толкования. Ведь и в образовании не только две ступени — школа и ВУЗ. Для любящего образование — этот процесс никогда не прекращается. Точно также и для духовного роста можно увидеть определённые ступени, по которым стремящийся к Богу будет подниматься — а значит, сзади себя оставлять те, которые уже перестали быть необходимыми.
Поэтому не стоит опасаться того, что те или иные духовные инструменты, которые на начальном этапе вхождения в церковную жизнь виделись абсолютно необходимыми, в какой-то момент могут начать мешать, а то и заслонять собой открывающиеся горизонты. Как говорят в народе, «вчерашние победы сегодня не работают» — значит, надо тщательно наблюдать за тем, чтобы соблюдался баланс между внешней формой и внутренним содержанием, и они не противоречили, а крепко поддерживали друг друга!
Любовь слепа? Анна Тумаркина
Из Первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам мы многое узнаем о природе любви. В частности, что любовь «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» Как-то раз, листая соцсети я наткнулась на пост в одном из Интернет-сообществ, посвященных религии и философии о том, что в своем послании апостол говорит о какой-то идеалистической, слепой любви. О влюбленности, которая похожа на царство волшебных грез, розовых пони и пушистых единорогов. Обитатели такого царства, наверное, розовые очки не снимают даже перед сном.
Разумеется, это неверно, и любовь в понимании святого апостола Павла весьма далека от идеализма или романтической влюбленности. Одна история из жизни убедила меня в том, что любовь далеко не слепа, а напротив: необыкновенно, сверхъестественно наблюдательна.
У моей знакомой родился долгожданный сын, шустрый голубоглазый малыш. Рос, как все дети, не по дням, а по часам. И вот ему исполнилось три года. Ребенок активно играл, познавал мир, учился себя обслуживать... только не говорил. Лепетал что-то вроде «на-на-на», «да-да-да», изредка радовал словом «мама», но не более того.
Бабушка и дедушка жизнерадостного малыша всерьез забили тревогу. Ведь их дочь заговорила уже в год и два месяца, а внук все молчал. Подруги периодически намекали, а то и прямо призывали ее показать сына то одному профессору, то другому. Предлагали телефоны и адреса дорогих частных клиник, даже каких-то травниц и знахарей. Воспитатели хвалили мальчика за добродушие и понятливость, но озабоченно качали головой, когда читали в медицинской карте ребенка: «Задержка речевого развития».
А сама молодая мама оставалась спокойна. Даже тогда, когда мальчику исполнилось уже три года и четыре месяца, а он все лепетал свои «на-на-на». Спокойной она была и тогда, когда в три с половиной ребенок заговорил: никакого особенного ликования, никаких «ну наконец-то» или «я уж, было, отчаялась».
Впоследствии знакомая рассказывала, что внимательно наблюдала за мальчиком, занималась с ним, как рекомендовали врачи и подмечала, как с каждым днем его речь становится хоть чуточку, но богаче. Вот новая интонация появилась, а вот и новые звуки, слоги.
Она горячо молилась. Верила Богу, верила в своего сына. У нее не было никаких специальных знаний, только любовь сделала мою знакомую необыкновенно чуткой и наблюдательной. В своем спокойствии молодая мама оказалась права: речевое развитие ребёнка хоть и запаздывало, но впоследствии нормализовалось. Ее сын не отличался от сверстников. Говорил хорошо, внятно, много, иногда даже слишком много.
Эта история — пример того, насколько ясно и далеко видящей может быть любовь. Она всегда больше, чем любые установки, сомнения и даже знания, какими бы правдивыми и обоснованными они ни казались.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. О гражданстве в Царствии Небесном
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
О гражданстве в Царствии Небесном — священник Родион Петриков.
В земной жизни иметь гражданство и прописку очень важно. Это дает не только чувство дома, но и внутреннее ощущение, что ты здесь свой и свой среди своих.
Апостол Павел обращается к христианам и дает совершенно новое понимание своего места в мире. «Вы не чужие для Бога и Его святых, а свои — Господу и Его людям». Ты, христианин, не пришелец на земле, который брошен в лабиринт временной жизни без подсказок и сопровождения, без возможности приблизиться к небу. Нет, ты — коренной житель Небесного Отечества, законный гражданин благодатного Царства Христа. А все христиане — это возлюбленные чада и наследники, имеющие духовный паспорт с небесной пропиской в уготованных Христом обителях.
Подобно тому, как народ, желавший мира с Римом, собрав дары, приходил к вечному городу и его принимали как римских граждан, так и любой, принимающий веру христианскую, становится согражданином святых и своим Богу. Самопонимание христианина — это видение себя гражданином, которому даровано право жить в небесном граде Иерусалиме, там, где всех нас ждут с любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О подвиге Преподобного Петра Галатийского
Сегодня 8 декабря. День памяти Преподобного Петра Галатийского, Молчальника.
О его подвиге — протоиерей Андрей Ефанов.
В совсем юном возрасте преподобный Петр оставляет родителей, чтобы уединенно подвязаться в пустынном месте близ Галатии. Пищей ему был простой хлеб, а питьем — вода. И пребывая в непрестанных молитвах и строгом посте, Петр сподобился дара чудотворения, исцелял многие болезни и изгонял демонов и одержимых бесами.
Предстал пред Богом преподобный Петр в преклонном возрасте. По различным данным, то ли в 90, то ли в 99 лет.
Самый известный случай исцеления связан с историей одной женщины, которая пришла к преподобному в яркой одежде и с макияжем. Святой обличил женщину и, вызвав у нее глубокое раскаяние, исцелил от болезни глаз.
Современное общество относится к макияжу как к необходимому атрибуту внешнего вида женщины. В связи с этим, не лишним будет вспомнить слова преподобного Петра Антиохийского: «Думая, что телу не хватает необходимого, вы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии».
Все выпуски программы Актуальная тема