Деян., 36 зач., XV, 5-34.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скоро наступят выпускные экзамены, вчерашние школьники отправятся в новый путь взрослой жизни. А Вы хорошо помните свои ощущения от последнего звонка в школе — когда вместе соединяются радость безграничных перспектив и страх свободы самоопределения. О том, как прозвучал «последний звонок» в первохристианской Церкви, повествуется в отрывке из 15 главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Первый апостольский собор, на котором были приняты важные решения, касающиеся приёма в Церковь язычников, были своего рода «выпускным экзаменом», с которым апостолы прощались с «школой Ветхого Завета». Апостолы вынесли из этой школы самое главное, что и сформулировали в виде чётких запретов: воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и не делать другим того, чего себе не хотите. Скажем прямо: апостолы этот «выпускной» сдали на отлично!
«Почему?» —спросите вы. Ответ лежит на поверхности: весь смысл Ветхого Завета был в подготовке людей — через исполнение закона Моисея избранным народом — к пришествию Христа Спасителя. Когда же Иисус Христос исполнил Своей жизнью, смертью и воскресением все пророчества и разрушил власть дьявола и ада над людьми — все те «инструменты» в виде заповедей, законов, ритуалов, обычаев, которые были жизненно важны в «школе» — перестали быть необходимыми. Из них осталось только несколько — озвученные в решениях апостольского собора — значение которых простиралось далеко за горизонт собственно Ветхого Завета. Так же, как для студента университета странно было бы носить с собой прописи для первоклассника и пользоваться счётными палочками — так же было странно для выросших из «школы Ветхого Завета» христиан продолжать требовать от входящих в Церковь язычников обрезание и соблюдение всех многочисленных внешних ритуальных требований иудаизма.
Но я бы предложил несколько расширить горизонт сегодняшнего толкования. Ведь и в образовании не только две ступени — школа и ВУЗ. Для любящего образование — этот процесс никогда не прекращается. Точно также и для духовного роста можно увидеть определённые ступени, по которым стремящийся к Богу будет подниматься — а значит, сзади себя оставлять те, которые уже перестали быть необходимыми.
Поэтому не стоит опасаться того, что те или иные духовные инструменты, которые на начальном этапе вхождения в церковную жизнь виделись абсолютно необходимыми, в какой-то момент могут начать мешать, а то и заслонять собой открывающиеся горизонты. Как говорят в народе, «вчерашние победы сегодня не работают» — значит, надо тщательно наблюдать за тем, чтобы соблюдался баланс между внешней формой и внутренним содержанием, и они не противоречили, а крепко поддерживали друг друга!
Псалом 110. Богослужебные чтения
Страх Божий — это выражение не раз встречается на страницах Библии. Что оно означает и как его понимать? Ответ на этот вопрос находим в 110-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
«Начало мудрости — страх Господень» — эта идея, которую псалмопевец озвучивает в конце только что прозвучавшего псалма, не один раз встречается в Священном Писании. Многократно она звучит в книге Притчей царя Соломона, а также в книгах Иова и Екклесиасте. Все эти произведения известны как литература мудрости, жанр, который был чрезвычайно популярен на Древнем Востоке.
Обыкновенно в быту под страхом мы подразумеваем эмоцию, которая возникает в ситуации угрозы нашему существованию. В такие минуты мы ощущаем острую тревогу, беспокойство и душевное смятение. Такой страх тесным образом связан с инстинктом самосохранения. Это то, что роднит нас с миром животных.
Страх Божий — иной природы. Это не животный инстинкт. Скорее, это особое воздействие благодати на душу человека. Это чувство восторга и благоговения, которое появляется в нас, когда мы осознаём и ощущаем присутствие Бога в своей жизни и боимся потерять подобное состояние. В таком случае мы предельно внимательны к себе. Ведь любой греховный помысел или поступок — и Дух Божий покинет нас.
Когда человек поддерживает себя в состоянии внутренней бдительности, Бог и даёт ему Свою Мудрость. У человека появляются новые отношения с окружающим миром. Новое восприятие реальности. Оно проявляется в том, что человек во всём начинает видеть проявление славы Божией. Как сегодня говорит псалмопевец: «Де́ло Его́ — сла́ва и красота́, и пра́вда Его́ пребыва́ет вове́к». Весь псалом написан именно в этом благодатном расположении души. Во всём вокруг себя автор усматривает следы Божественного присутствия. И это лишь усиливает в нём чувство восторга и благоговения, которыми и так переполнено его сердце.
Самым тесным образом подобный духовный опыт связан с исполнением заповедей. Поэтому и говорит псалмопевец: «ра́зум ве́рный у всех, исполня́ющих за́поведи Его́». В первую очередь, конечно же, речь идёт о том, что мы должны хранить свою совесть по отношению к людям. То есть стараться всячески послужить им ради Бога. Но не только с людьми мы должны вести себя достойно и предусмотрительно. Преподобный Иоанн Лествичник говорил о том, что свою совесть необходимо хранить и по отношению к живой и неживой природе. Другими словами, исполнение заповедей — это такое взаимодействие с миром, когда мы помним, что всё на этом свете принадлежит Творцу, всё — Его любимое творение, которое требует к себе бережного и заботливого отношения. Именно за такую ежедневную работу Господь и даёт нам Свою благодать. А вместе с ней приходят мудрость и страх Божий, два благодатных дара, на основе которых в нашем сердце начинает возрастать любовь.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В некоторых местах посланий апостола Павла мы можем встретить весьма любопытные рассуждения, которые своей основой имеют недошедшие до нас иудейские предания. Такие отсылки есть и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 3-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
В 34-й главе библейской книги Исход рассказано о том, как Моисей получил заповеди. Там же содержится и упоминание, что после общения с Богом Моисей существенным образом изменился: «Лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). Это сияние имело духовную природу, но явственным и безоговорочным образом проявляло себя в физическом мире: его видели все, и оно было настолько сильным, что, по свидетельству книги Исход, «Аарон и все сыны Израилевы [...] боялись подойти к нему» (Исх. 34:30). Моисей вынужден был закрывать своё лицо покрывалом, дабы люди могли говорить с ним, когда же Моисей уходил общаться с Богом, то покрывало он снимал.
Апостол Павел, взяв за основу эту историю, написал довольно странные слова: «Моисей [...] полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2Кор. 3:13). Существует предположение, что здесь апостол подразумевал весьма любопытное иудейское предание, повествующее о том, что Моисей держал своё лицо закрытым и тогда, когда оно уже переставало светиться, ведь если бы люди увидели, что Моисей выглядит как обычный человек, то они с пренебрежением отнеслись бы и к заповедям Божиим, данным через Моисея.
Существовало такое предание или же оно лишь предположение — по сути дела неважно, значение имеют два других обстоятельства. Во-первых, моисеевы заповеди действительно имели временный характер, они утратили свою актуальность после Пришествия Христова. Второе же обстоятельство указал апостол Павел: как у Моисея — согласно гипотетическому преданию — лицо оставалось всегда покрытым, так и у современных апостолу Павлу иудеев покрывало оставалось неснятым, они читали Писание и не понимали его смысл, ведь покрывало может снять лишь Христос, и Он же наполняет смыслом Писание.
С Павлом невозможно спорить. Да, Писание свидетельствует о Христе, и об этом говорил Сам Спаситель мира, обращаясь к преследующим Его иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Нужно иметь пелену на глазах или же быть в высшей степени предвзятым, чтобы не увидеть повествование о Христе, проходящее через всё Священное Писание. Но и первое — пелена, и второе — предвзятость — это проявления несвободы, о чём и написал апостол Павел, указав, что свободу дарует нам Христос: «Когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:16–17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как кузнечик проучил тигра

Фото: PxHere
Жил в горах тигр, который называл себя Хозяином гор. Это был страшный зверь: сильный, хитрый, и прожорливый.
Повадился он спускаться в долину и в деревне выискивать лёгкую добычу: то молодого ослика схватит, то поросёнка унесёт. Испугались крестьяне не на шутку: перетаскает тигр весь скот, начнёт ведь и на людей бросаться!
Один храбрый молодой охотник придумал, как избавить односельчан от коварного зверя. Спустился в очередной раз Хозяин гор ночью в залитую лунным светом долину, стал подкрадываться к домам, как вдруг заметил на куче сухого валежника кролика. Тигр грозно ударил хвостом, прыгнул на кролика — и провалился в глубокую яму. Это была охотничья ловушка с чучелом кролика, прикрытая ворохом веток и сухих листьев.
Всю ночь просидел тигр в яме, а наутро увидев наверху человека, стал умолять жалобным голосом:
— Только не убивайте меня! Я обещаю никогда больше не делать людям зла. Выпусти меня из ловушки, и я навсегда забуду дорогу к человеческому жилью.
Поверил тигру молодой охотник и опустил на дно ямы ствол гладкого дерева. Зверь выбрался из ловушки, и, оскалив зубы, прорычал:
— А теперь, человек, прощайся с жизнью! За ночь я очень проголодался. Жаль, что здесь, кроме нас, никого нет. А то тебе всякий бы сказал, что я— самый сильный, ловкий и гораздо хитрее человека.
— Здесь есть я, — вдруг послышался голос кузнечика, которого никто не заметил в густой траве. — Я всё слышал и готов подтвердить твою силу и ловкость, если человек измерит глубину этой ямы, очень занимает меня этот вопрос.
— Можно я сбегаю домой за верёвкой? — обрадовался охотник.
— Нет! — зарычал тигр, — вдруг ты назад не вернешься?
— Тогда ты меня прихлопнешь, — сказал кузнечик. — Посуди сам: стану ли я рисковать жизнью ради незнакомого мне человека?
— Ну, хорошо, — проворчал тигр. — Только пусть он скорее возвращается, я очень проголодался.
Тигр и кузнечик сели под деревом и стали ждать. Но когда через час охотник не вернулся, Хозяин гор в ярости зарычал:
— Ты обманул меня! Теперь от тебя останется мокрое место.
— Позвольте мне сначала взобраться к вам на спину, — попросил кузнечик. — Я посмотрю, не возвращается ли человек.
Он запрыгнул тигру на спину и прострекотал:
— Хозяин гор не может быть таким неблагодарным, злым и коварным. Я видел, что ты обманул человека. Но это вовсе не значит, что ты самый хитрый и ловкий.
Тигр поднялся на задние лапы, чтобы сбросить с себя кузнечика, а тот — прыг! прыг! Прыг — по его спине, потом по хвосту спустился на землю и скрылся в зарослях. Теперь его невозможно было разглядеть в густой траве.
Ведь кузнечик такой зелёный и маленький! Зато справедливый и храбрый: и человека спас, и тигра-обманщика проучил. Будет тому впредь наука!( по мотивам корейской сказки)
Все выпуски программы Пересказки







