Деян., 26 зач., X, 34-43.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В последние месяцы мы все услышали о существовании чат-ботов, снабжённых так называемым искусственным интеллектом. А многие из нас опробовали эти чат-боты в деле. Священники тоже не остались в стороне, первым делом все мы, не сговариваясь, попросили чат-бот написать проповеди на те темы, которые считали наиболее актуальными. Результат нас поразил: чат-бот неизбежно выдавал весьма добротные проповеди с правильной структурой, нужными словами и полезными нравственными выводами. Но что-то было в этих проповедях не так. Это «что-то» — отсутствие личного опыта у чат-бота, тогда как успех проповеди определяется именно этим — личным опытом. У апостолов такой опыт был, и он, конечно же, уникален, поэтому и сила их проповеди была поразительной, несмотря на внешнюю простоту их слов. Давайте послушаем проповедь апостола Петра, которая сегодня звучит в храмах. Она взята из 10-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
В проповеди апостола Петра нет ни одного слова и ни одной мысли, которые не были бы им лично пережиты и прочувствованы. Даже истина о нелицеприятии Бога, с возвещения которой апостол Пётр начал свою проповедь, — это не цитата из Ветхого Завета, а личный опыт Петра, он получил его в общении с римским сотником Корнилием.
Все дальнейшие слова — тоже личный опыт апостола, на что Пётр и указал, сказав, что он был среди тех людей, к которым являлся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Заключительные слова — хоть и крайне болезненный, но, опять-таки, личный опыт апостола, он знает, что такое прощение, даруемое Христом, а потому-то Пётр и сказал: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
Для многих из нас эта фраза представляет собой лишь один из множества пунктов учения о Христе, но для апостола Петра всё было иначе, ведь именно он первым понял, что такое милосердие и прощение Божие. Конечно же, апостол совершенно не случайно завершил свою проповедь возвещением прощения от Христа, ведь грех — это то, с чем никакой человек самостоятельно не в состоянии совладать. Мы можем сколько угодно стараться быть хорошими и правильными, но все мы унаследовали ту гордыню, которая послужила причиной грехопадения прародителей, и она же неотвратимо служит причиной наших грехов.
Апостол Пётр прекрасно это понимал, его отречение от Христа в минуту опасности было следствием проявления гордыни — заявления, которое он сделал незадолго до взятия Спасителя под стражу: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк. 14:31). Но каким образом апостол мог исправить свой грех? Что он мог сделать такого, что изменило бы прошлое? Ответ ясен: ничего. Это абсолютно невозможно. Можно повлиять на будущее, но прошлое изменению не подлежит. Это утверждение справедливо для человека, но не для Бога, для Которого не существует времени, а потому Бог в силах менять и прошлое, в том смысле, что в Его власти прощать совершённые нами грехи так, что они перестают оказывать своё влияние на настоящее и будущее. Апостол Пётр это знал из своего опыта, его грех не стал препятствием для его дальнейшего служения, но всё было бы иначе, если бы не прощение от Христа.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.