Деян., 5 зач., II, 22-36.
Глава 2.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе! У микрофона доцент Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Больше всего на свете люди творческих профессий боятся потерять вдохновение. Ведь без него деятельность художника из служения высоким материям превращается в приземлённое ремесло. Природа вдохновения – вещь таинственная. Сегодня в православных храмах во время богослужения читается отрывок из второй главы книги Деяний святых апостолов, где говорится, в частности, о том, что является источником самого возвышенного вдохновения на свете.
Слова, которые мы только что услышали, принадлежат апостолу Петру — неформальному лидеру общины учеников Спасителя. Пётр выступил с пронзительной по своему содержанию речью сразу после чуда Пятидесятницы. Так Церковь называет событие сошествия на апостолов благодати Святого Духа, которая приобрела видимый образ языков пламени.
Языки пламени спустились с Неба и почили на голове каждого из учеников Спасителя. После этого апостолы исполнились Божественного вдохновения, позволившего им начать храбро проповедовать Евангелие. Страх, живший в сердцах Петра и прочих учеников Христа (когда они прятались от гонителей в запертой горнице), испарился. Его место заняло поистине пламенное желание поделиться радостью веры с каждым человеком на земле. Этому, безусловно, имелись препятствия. В частности — языковой барьер. Но и он был при помощи Божественного вдохновения преодолён.
Апостолы получили от Господа удивительную возможность говорить на различных иностранных языках, не изучая их предварительно. Но вернёмся к речи апостола Петра. Это первая зафиксированная на бумаге проповедь Евангелия, прозвучавшая из уст последователей Господа Иисуса. Апостол обращается к многочисленным иудеям, приехавшим в Иерусалим, чтобы поклониться его святыням. Всем собравшимся было прекрасно известно о недавно произошедшей казни Христа Спасителя. Пётр прямо говорит о том, кто оказался виновен в этом страшном событии. Но апостол не призывает устроить что-то наподобие расследования и казни. Для Петра Голгофа — часть доброго замысла Божия о мире, этап на пути к освобождению человечества от власти греха и смерти.
Апостол возвышенно говорит о воскресении Спасителя из мёртвых и призывает соплеменников стать учениками Христа воскресшего. Пётр, при этом, проявляет удивительную эрудированность (совсем не свойственную простому рыбаку) — он цитирует пророческие псалмы царя Давида, где говорится о служении Спасителя. А ещё апостол провозглашает, что искреннее покаяние способно исправить самые страшные ошибки. А потому даже грех Богоубийства не является препятствием для вхождения в Церковь — новый народ Божий.
Что речь апостола Петра означает для нас — современных православных христиан? Почему Церковь предлагает нам данный отрывок библейского текста в дни Светлой недели, когда торжественно празднуется Пасха? Дело состоит в следующем. Воскресение Спасителя из мёртвых — не только удивительное чудо, но и факт, накладывающий на человека определённого рода ответственность. Узнав о пасхальном чуде, каждый из нас встаёт перед выбором — принять Пасху и стать частью Церкви или же отвергнуть воскресение и, соответственно, отказаться, от торжества жизни над смертью. Как показала история, далеко не всем людям Христос оказался нужен. И Церковь по-прежнему является «малым стадом» Спасителя. Но правда в данном случае не на стороне большинства. И каждый, кто верит в Господа Иисуса и Его воскресение из мёртвых, это прекрасно знает!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов