Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.
Глава 23.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Так или иначе, но любой человек сталкивается с необходимостью иметь дело с представителями власти. Далеко не всем приятно такое взаимодействие, но оно неизбежно: у каждого из нас есть те, кто стоят над нами. Так было, есть и будет устроено любое человеческое сообщество. А потому вопрос о том, каким образом христианин должен поступать в отношении к власти отнюдь не праздный.
В этом отрывке книги Деяний святых апостолов нам предложен пример общения апостола Павла с синедрионом, то есть с высшим собранием иудейской религиозной знати. Очень примечательно, что это собрание возглавлял человек, негативные отзывы о котором известны из не связанных с Новым Заветом источников. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что первосвященник Анания был человеком гордым и грубым, кроме этого, можно найти информацию, что в конечном итоге за свои многочисленные преступления Анания подвергался гражданскому суду, и умер он насильственной смертью — был убит мятежниками в начале Иудейской войны.
Во время речи апостола Павла перед синедрионом Анания тоже проявил себя как в высшей степени непорядочный человек: он без всякой причины приказал бить апостола. Павел возмутился, его возмущение понятно и обосновано: синедрион должен базировать свои действия на законе, а избиение кого-либо прежде вынесения соответствующего приговора — это беззаконие. Именно против этого и восстал апостол. Но ему сообщили, что Анания — не простой член синедриона, он — первосвященник. Конечно, многих исследователей удивляет тот факт, что Павел не знал об этом. Но, как бы то ни было, апостол тут же прекращает произносить какие-либо обличительные слова в отношении Анании и цитирует заповедь из библейской книги Исход: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28). Из чего становится понятным: апостол не считал эту заповедь устаревшей и неактуальной, он её исполнил даже в отношении такого нечестивого человека, каковым был Анания. Получается, что эта заповедь является в равной мере и христианской: каким бы ни был представитель власти, о нём нельзя говорить что-либо дурное.
Конечно, может показаться, что, поступая таким образом, мы лишаем себя права голоса, и, как следствие, уклоняемся от участия в работе над улучшением нашего общества. Но так можно полагать только в том случае, если мы не верим в то, что Бог стоит над всеми людьми, что без Его воли волос не упадёт с головы человека (ср. Мф. 10:30). Апостол Павел верил словам Христа и верил Священному Писанию, и в конечном итоге он оказался прав: Анания закончил свою жизнь крайне трагично, его имя стало нарицательным, и за этим стоят не люди, за этим стоит Бог, Который в силах изменить любое общество к лучшему в том случае, если каждый член этого общества по своей свободной воле в качестве своего основного закона изберёт вечный и непреложный закон Божий.
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.
«Возрождение культурного и духовного наследия». Анор Тукаева, Валерия Лебедева
У нас в гостях были руководитель фонда «Крохино» Анор Тукаева и руководитель арт-пространства «Мериново» Валерия Лебедева.
Наши гостьи поделились, как в соседних сёлах в Вологодской области сохраняется и возрождается память о культурном и духовном наследии. Разговор шел о восстановлении затопленного храма Рождества Христова в Крохино и созданной там архитектурной инсталляции, а также о реставрации столетнего дома в деревне, где Василий Шукшин снимал свой фильм «Калина Красная» — и о том, как приезжающие сюда гости могут погрузиться в культурную жизнь провинции.
Мама приемных детей на колясках
В одной из социальных сетей я познакомилась с мамой троих приёмных детей, двое из которых передвигаются на инвалидных колясках, и захотела рассказать её удивительную историю в эфире.
32-летняя Ольга Комарова встретилась с восьмилетним Сашей неожиданно для себя: пришла в больницу навестить друзей и увидела в кровати под одеялом красивого голубоглазого мальчика, который заливисто смеялся. Это случилось несколько лет назад в Санкт-Петербурге, куда Ольга приехала в гости из Москвы, а Сашу привезли на лечение из пермского детского дома. Молодая женщина всегда с сочувствием относилась к таким ребятам, как волонтёр посещала сиротские учреждения с подарками. Но при встрече с Сашей она испытала непривычные эмоции. «Я сразу поняла, что это мой ребёнок, — вспоминает Ольга. — Не могу объяснить почему, но стоя там, под дверью палаты, я почувствовала: я его заберу».
Ещё не зная, чем именно болеет мальчик, Ольга начала изучать информацию по усыновлению. Позже нашла в Банке данных сирот Сашину анкету и была поражена длинным списком его диагнозов, среди которых есть расщепление позвоночника, и умственная отсталость.
На Новый год и Рождество Ольга улетела в Таиланд, но и там продолжала думать о Саше: планировала совместный отдых, всюду обращала внимание на пандусы для инвалидной коляски. А по возвращении в Москву окончила школу приёмных родителей, оформила необходимые документы и поехала в Пермь за сыном.
В детском доме Ольге сказали: «Не рассчитывайте на то, что Саша сможет учиться и работать». А ещё предупредили, что у мальчика сложный характер. Но приёмная мама даже не подозревала, насколько тяжёлой окажется адаптация. «Первые полгода прошли в режиме выживания», — вспоминает она. Саша устраивал истерики, которые длились от полутора часов до трёх суток!
Однажды Ольга привела Сашу на следж-хоккей — это паралимпийский аналог хоккея с шайбой, и с тех пор спорт стал для него лучшей реабилитацией и дополнительным образованием.
Через два года в семье Комаровых появилась приёмная дочка — малышка Ангелина. Дети похожи внешне, как брат и сестра, оба отказники с рождения, и даже диагноз — патология позвоночника — у них, к сожалению, одинаковый. Но Геля, по словам мамы, — обычный ребёнок, тёплый и ласковый.
Я видела фотографии этой семьи: счастливые дети и заботливая мама, которая носит их на руках! А в 2023 году Ольга Комарова взяла под опеку ещё одну сироту — 16-летнюю Марину.
Все выпуски программы Живут такие люди