Деян., 38 зач., XVI, 16-34.
Глава 16.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе!
Название «Библия» в прямом понимании означает — «книги». Этим отмечается одна из главных особенностей Библии как сборника священных книг, написанных под водительством Бога разными людьми из разных исторических эпох. В ряде случаев имя автора той или иной библейской книги нам неизвестно. В основном это касается Ветхого Завета. Если же говорить о новозаветной части Священного Писания, то здесь ситуация с определением авторства обстоит значительно лучше.
Все имена новозаветных писателей вынесены в заглавие книг, либо напрямую упоминаются в самом тексте. Особое место среди авторов книг Нового Завета занимает апостол Лука. По национальности своей он был греком, по профессии являлся врачом, кроме того, он занимался живописью — по древнему преданию именно святой Лука написал первую икону. Апостол Лука оставил после себя одно из четырёх Евангелий, а также книгу Деяний апостолов, героем которой является он сам. Правда не сразу, а с шестнадцатой главы. Начиная с неё, повествование книги Деяний идёт от первого лица. В чём мы могли убедиться из услышанного нами чтения.
В прозвучавшем отрывке апостол Лука вспоминает о посещении города Филиппы, столицы древней Македонии. Здесь апостолы столкнулись с явным проявлением силы злых духов, которые говорили через одну местную жительницу — служанку в богатом доме. Её Лука именует последовательницей культа Пифона — языческого духа прорицания. Служанка всюду ходила за Павлом и его спутниками и говорила об их спасительной миссии.
Апостол Павел, не желая, чтобы у жителей города служение Христу и прорицательские способности, данные тёмными духами, воспринимались как вещи родственные, изгнал злого духа из женщины. Хозяева служанки обозлились и восстали на Павла. В итоге он и его спутники оказались в тюрьме, где произошло ещё одно чудо. Ночью случилось землетрясение, оковы, бывшие на Павле и его спутниках, спали. Страж тюрьмы, увидев случившееся, испугался, что апостолы убежали — боясь наказания, страж хотел совершить самоубийство. Но Павел остановил несчастного. Воодушевлённый апостолом страж, в итоге, принял крещение вместе со своей семьей, а также постарался насколько возможно облегчить тюремные страдания апостолов.
Хотелось бы отметить важную деталь. Мы видим, как апостол Павел довольно резко отказывается от, казалось бы, помощи служанки-прорицательницы. На первый взгляд, она преследовала добрую цель — дух, находившийся в ней, говорил об апостолах как о посланниках Божиих. Но, повторюсь, такая помощь ученику Христову была не нужна. В наши дни есть люди, полагающие, что можно и в храм ходить, и экстрасенсов посещать. Объясняется такое поведение просто — якобы и там, и там духовность. Но на самом деле, природа духовного мира бывает разной. И есть созидающая благодать Божия, а есть разрушающее действие демонических сил, которые могут на первом этапе маскироваться под что-то доброе. Но никакой дружбы между Богом и сатаной быть не может. Об этом прямо говорит текст книги Деяний.
И ещё одно. В древние времена увеличение числа первых христиан происходило по-разному. Что, впрочем, не упраздняло главную особенность апостольской проповеди. Освобождённая от демонического дара девушка, утешенный Павлом темничный страж — все они принимали веру во Христа, ощущая сердцем, что речь идёт не о каком-то выдуманном учении, а об учении Божием. Современники апостолов видели, как Евангелие по-настоящему меняет людей к лучшему, делает их храбрыми, щедрыми, милостивыми, способными сохранять свои принципы, не взирая на какие-то внешние угрозы. Способность благой вести Христовой преображать человека не иссякла и сегодня. Главное, чтобы сам человек этого преображения хотел и к нему стремился.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
«Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи»
Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить её для Тебя.
И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою.
И внёс пост я в сердце своё, чтобы умертвить в нём все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдёт на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принёс в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал пока вооружён был всем оружием мира.
Чем было бы упование моё без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадёжность.
Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идёт за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.
«Любовь моя бодрствует не утомляется»
Любовь моя бодрствует не утомляется. Тот, Кого люблю и ожидаю, грядёт ко мне в окружении свиты небесной. Как же спать мне и как бдение может утомить меня?
Бодрствую, слушая притчи людей и прислушиваясь к притчам тварей бессловесных — не угадаю ли в них тайное послание от Любви моей? Не занимают меня притчи ради притч или ради сказителей их, только Тебя ради.
Словно человек потерявший голос, и в поисках его, слушающий чутко голоса чужие — не найдет ли свой? В каждом голосе он находит нотки своего, но ни в одном всей полноты его.
Словно человек, разбивший хрупкое зеркало и идущий отразить лицо своё в лицах людей, в животных и предметах. И всюду находит он черты, сходные лицу своему, но нигде не видит его в целости.
Вслушиваюсь в многоголосье, наполняющее вселенную, в надежде услышать голос Любви своей. Вглядываюсь в образы, населяющие вселенную — от белой гальки на берегу озера до колесницы солнечной, в надежде увидеть образ Любви своей.
И никто не обманывает надежд моих, но каждый в меру знания говорит о Тебе.
Когда людей спрашиваю — ответа от Тебя жду. В голосах тварей бессловесных, к Твоему голосу прислушиваюсь. В красоте природы Твоей красоты ищу.
Когда люди задумчивым застают меня, кажется им, что мысли мои о них, я же о Тебе думаю. Когда видят усердие моё, думают, что ради них труды мои, я же ради Тебя тружусь.
Когда природа слышит имя свое на устах моих, кажется ей, что песнь моя о ней, я же о Тебе пою. Когда голубя кормлю, Тебя угощаю. Когда ягненка ласкаю, Тебя ласкаю. Когда солнцу улыбаюсь, улыбка моя сквозь солнце пробивается, пока не встретится с Твоей улыбкой. Когда лилию белоснежную целую, сквозь семь миров посылаю поцелуй к подножию ног Твоих.
Бдение любви моей идёт за руку с молитвой веры и постом упования. И никто из них друг без друга не засыпает и пробуждается.
Все дела ума моего вере служат.
Все дела сердца моего надежде служат.
Все дела души моей любви служат.
Когда голубя кормлю, Тебя угощаю, Любовь моя.
Иван Божерянов. «Романовы. Триста лет служения России»
Собрать под обложкой одной книги всю историю царствования дома Романовых — такую непростую задачу поставил однажды перед собой Иван Николаевич Божерянов — искусствовед, историк, публицист и писатель конца XIX — начала ХХ века. В 1913-м году вышла в свет одна из самых известных его работ — иллюстрированное издание «Романовы. Триста лет служения России». Как можно понять из названия книги, посвящалась она юбилейной дате — трёхсотлетию правящего царского дома. Интересно, что первое издание стало благотворительным — все средства с его продажи были направлены в пользу Петербургского «Общества попечения о бесприютных детях». Долгое время уникальный фолиант считался большой библиографической редкостью. А уже в наши дни, в 2009-м году, спустя почти сто лет, был, наконец, переиздан.
Книга «Романовы. Триста лет служения России» раскрывает эпоху царственной династии от избрания на царство первого из Романовых — Михаила Федоровича, до времени правления последнего русского императора Николая II. Каждому из правителей посвящена увлекательная биографическая статья. Текст сопровождается великолепными иллюстрациями. Среди них мы найдём цветные портреты всех монархов из рода Романовых, а также фотографии членов правящей семьи, которые здравствовали на момент первого издания книги. Стоит отметить, что новейшее издание сборника в точности повторяет первоисточник. В нём мы найдём уникальные иллюстрации, выполненные в одной из известнейших типографий России того времени — петербургской книжной мастерской Голике и Вильборга. Кстати, и текст в книге тоже остался без изменений — в дореформенной орфографии. Что, впрочем, совсем не препятствует лёгкому чтению.
Из кратких исторических очерков в книге Ивана Божерянова «Романовы. Триста лет служения России» можно узнать множество интересных деталей. К примеру — о предании, согласно которому преподобный Геннадий Костромской благословил семейство родоначальника Романовых — боярина Романа Юрьевича Захарьина — и предрёк его потомкам славное царственное будущее. Весьма любопытно и описание выбора невесты первым Романовым на русском престоле — царём Михаилом Фёдоровичем. Представительницам знатнейших боярских фамилий молодой правитель предпочёл... служанку одной из них. Скромная, незнатная девушка стала царицей Евдокией Лукьяновной.
Узнаем мы из яркого, динамичного повествования и о славных делах Романовых-царей, их трудах на благо процветания государства Российского. О реформах Петра Первого, просвещённой монархии Екатерины II, попытках объединить Европу под знаменем христианских заповедей императора Александра Первого. Читая книгу Ивана Божерянова «Романовы. Триста лет служения России» и рассматривая уникальные иллюстрации и исторические документы на её страницах, мы пронесёмся через эпохи и ощутим собственную неразрывную связь с историей нашего великого Государства Российского.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов