
Человек человеку волк, — гласит известная латинская поговорка. С ней, однако, в корне не согласен французский писатель Даниэль Пеннак. Даже самый настоящий волк может стать человеку близким другом, уверен он. О дружбе, глубоком взаимопонимании и сострадании друг к другу тех, кто по логике вещей, подружиться никак не может — книга Пеннака под названием «Глаз волка».
В парижском зоопарке живёт одноглазый полярный волк. Человек для него — не более, чем «две ноги и ружьё». Волк презирает тех, кто приходят поглазеть на него. Но однажды возле его клетки появляется маленький мальчик. Он приходит каждый день и подолгу, молча, смотрит на Волка. И в этом молчании, похоже, куда больше смысла, чем в самой громкой болтовне многих других посетителей зоопарка! Мальчик и волк безмолвно рассказывают друг другу свои истории, и вдруг оказывается, что у них так много общего! Мальчик — сирота, в его жизни было много горя, скитаний и несправедливости. Волк тоже рано лишился стаи и узнал, что такое — быть одиноким, когда тебя гонят и преследуют, желая убить…
Повесть «Глаз волка» принесла Даниэлю Пеннаку британскую литературную премию Марша за выдающееся произведение для детей, переведённое с иностранного языка. И всё же повесть — не только детская. Она побуждает о многом задуматься и взрослых читателей. И если дети увидят в ней увлекательную, добрую сказку, то их мамы и папы — найдут глубокую и поэтичную притчу о том, что даже после бед и унижений можно подняться и идти дальше, простив своих обидчиков, не утратив веры в добро. А главное — делиться этой верой с другими.
Именно так поступает Мальчик, герой повести: он не таит зла на людей, несмотря на все невзгоды. Как бы тяжело ему ни было, он старается помогать всем, кого встречает на пути: торговцу, пастуху, водителю автобуса, и даже верблюду, гепарду и гиене! И, наконец, одноглазому Волку, который грустит от одиночества в клетке парижского зоопарка…
Трогательная, написанная великолепным образным, но вместе с тем простым языком, ненавязчиво учит читателя терпению, вниманию, заботе и доброте. Учит смотреть на жизнь во все глаза, видеть её красоту и совершать поступки, продиктованные любовью. Как Мальчик, который в финале книги совершил настоящее чудо. Какое — узнаем из книги Даниэля Пеннака «Глаз волка». А заодно зарядимся уверенностью автора в том, что человек человеку — и даже волку! — друг, способный понять, поддержать и утешить.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема