Человек человеку волк, — гласит известная латинская поговорка. С ней, однако, в корне не согласен французский писатель Даниэль Пеннак. Даже самый настоящий волк может стать человеку близким другом, уверен он. О дружбе, глубоком взаимопонимании и сострадании друг к другу тех, кто по логике вещей, подружиться никак не может — книга Пеннака под названием «Глаз волка».
В парижском зоопарке живёт одноглазый полярный волк. Человек для него — не более, чем «две ноги и ружьё». Волк презирает тех, кто приходят поглазеть на него. Но однажды возле его клетки появляется маленький мальчик. Он приходит каждый день и подолгу, молча, смотрит на Волка. И в этом молчании, похоже, куда больше смысла, чем в самой громкой болтовне многих других посетителей зоопарка! Мальчик и волк безмолвно рассказывают друг другу свои истории, и вдруг оказывается, что у них так много общего! Мальчик — сирота, в его жизни было много горя, скитаний и несправедливости. Волк тоже рано лишился стаи и узнал, что такое — быть одиноким, когда тебя гонят и преследуют, желая убить…
Повесть «Глаз волка» принесла Даниэлю Пеннаку британскую литературную премию Марша за выдающееся произведение для детей, переведённое с иностранного языка. И всё же повесть — не только детская. Она побуждает о многом задуматься и взрослых читателей. И если дети увидят в ней увлекательную, добрую сказку, то их мамы и папы — найдут глубокую и поэтичную притчу о том, что даже после бед и унижений можно подняться и идти дальше, простив своих обидчиков, не утратив веры в добро. А главное — делиться этой верой с другими.
Именно так поступает Мальчик, герой повести: он не таит зла на людей, несмотря на все невзгоды. Как бы тяжело ему ни было, он старается помогать всем, кого встречает на пути: торговцу, пастуху, водителю автобуса, и даже верблюду, гепарду и гиене! И, наконец, одноглазому Волку, который грустит от одиночества в клетке парижского зоопарка…
Трогательная, написанная великолепным образным, но вместе с тем простым языком, ненавязчиво учит читателя терпению, вниманию, заботе и доброте. Учит смотреть на жизнь во все глаза, видеть её красоту и совершать поступки, продиктованные любовью. Как Мальчик, который в финале книги совершил настоящее чудо. Какое — узнаем из книги Даниэля Пеннака «Глаз волка». А заодно зарядимся уверенностью автора в том, что человек человеку — и даже волку! — друг, способный понять, поддержать и утешить.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







