В конце этого лета я работала на одном общественном патриотическом форуме в Сколково, который назывался «Что нас объединяет?». Там было очень много людей. Начиная от государственных деятелей и заканчивая студентами младших курсов институтов. Кто-то готовил доклады, кто-то просто участвовал в дискуссиях. Я – снимала репортаж, и всем своим спикерам обязательно задавала заглавный вопрос: «Как вы думаете, что нас объединяет?».
Ответы были очень разными. Некоторые считали, что объединение – это вызов существующему мировому порядку.
Обращалось внимание на объединяющие чувства любови и дружбы. Звучало традиционное мнение, что наше объединение сводится к территориальному фактору. А один известный генерал даже сказал мне, что объединять нас должна глобальная задача – удержать мир в стабильности и равновесии.
Признаюсь, слушала я эти объединяющие ответы с неудержимыми приступами благородной гордости. За этих людей. За свою страну, которая в очередной раз переживает не самое спокойное время. Но, всё-таки чего-то мне в этих ответах не хватало. Не было какого-то ещё одного, очень широкого и очень сочного мазка – в этой картине всеобщего объединения. Любовь, вера в будущее, значение собственных сил – всё это, конечно, здорово, но где же этот главный фактор, связующий все мнения о нашем единстве в больше крепкое звено?
Ответ пришёл ко мне в тот же день. Очень неожиданно, как это часто и бывает. Когда все отправились пить чай, я вместе с другими журналистами осталась в опустевшем зале готовиться ко второй части съёмок. Оператор уже начал проверку зарядных устройств и замену флешек, как вдруг из-за стеклянной двери появился очень важный для меня человек. Мне было просто необходимо сделать с ним интервью. Я схватила микрофон и побежала к своей цели: «Скажите, а как Вы думаете, что нас объединяет?». Оператор тоже быстро мобилизовался, и, уже через пару минут, я общалась с очень умным, приятным и политически грамотным человеком, который, мне кажется, нашёл этот недостающий фактор в сцеплении бесчисленного множества ответов на очень серьёзный вопрос «Что нас объединяет?!».
Он сказал так: «Нас всех, собравшихся здесь, и большинство живущих здесь, в России, объединяет желание жить в своей родной стране, которая является Родиной более чем для двухсот этносов. Нас всех, независимо от внешних обстоятельств и событий, в первую очередь, объединяет желание видеть свою страну богатой, красивой и процветающей».
И к этому мне нечего добавить. Разве что… продолжить? Мы едины в своём желании любить свой дом, заботиться о нём и оберегать его: земной силой и силой молитвы – «от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, от врага льстиваго, от бури наносной и от лукавого».
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых