Цитирование — довольно частое явление. Мы используем фразы из кинофильмов, книг или песен, чтобы пояснить свою мысль, пошутить или намекнуть на похожую ситуацию. Цитата позволяет с одной стороны, высказать свое мнение, а с другой — подкрепить свои слова авторитетом известной личности.
Цитата — замечательный помощник в диалоге. Она позволяет найти точки соприкосновения, сферу общих понятий и интересов. Если собеседник скажет: «Штирлиц идет по коридору» или «Это Матрица», то одно поколение зрителей поймёт, о чем речь, а другое — нет.
Мы постоянно цитируем. Филологи обращаются к словам писателей, поэтов, физики вставляют в речь фразы известных учёных. Огромный кладезь цитат — это Библия. Как много выражений из Писания мы используем в повседневной речи! «Кто не работает, тот не ест», «дух и буква закона», «ищите и обрящете», «возлюби ближнего своего». Причем цитируют Библию необязательно воцерковлённые люди, думая, что используют фразы из кинофильмов или книг. Например, многие ли читатели Ильфа и Петрова знали, что название романа «Золотой телёнок» — это упоминание библейского сюжета о золотом тельце.
Получается, что цитата — это культурный маркер. Что именно выбираем мы для упоминания — зависит от того, в какой среде мы выросли и с кем мы общаемся сейчас. Очень важно, чтобы цитирование было уместным, попадало в суть разговора.
Некоторые люди специально заучивают цитаты: отрывки стихов или прозы, — чтобы в нужный момент украсить свою речь метким словом. Это помогает быть интересным собеседником. К тому же запоминание тренирует память. Главное, чтобы цитаты не стали чрезмерно частыми в разговоре.
А я с радостью встречусь с вами в следующей программе, поскольку как говорил Антуан де Сент Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение