
Фото: Piqsels
Даже мало знакомый с европейской историей человек слышал об императорской династии Габсбургов. Габсбурги, ставшие правителями Австрии в 13 веке, вскоре расширили свои владения и находились во главе Священной Римской империи вплоть до 1806 г. Тогда в Европе возникла новая империя, Французская, во главе с Наполеоном Бонапартом. После поражения французского императора Габсбурги частично вернули свое могущество и до конца первой мировой управляли Австро-Венгерской империей. Из-за убийства принца Франца Фердинанда династия Габсбургов сошла на «нет», но не исчезла вовсе. Нынешний испанский король Хуан Карлос — косвенный потомок великого семейства. Габсбурги вошли в историю не только как великие правители, но и как собиратели значимых христианских реликвий. О сокровищнице династии Габсбургов в свое время ходили легенды. Дескать, могущественное семейство сконцентрировало в своих руках наиболее ценные и древние христианские реликвии, которые и давали Габсбургам возможность так долго находиться на вершине власти. Говорили, что могучей династии удалось, например, найти и сделать своим копье, которым были пробиты ребра Христа, а также чашу с Тайной Вечери, из которой Спаситель причащал апостолов. Местом хранения уникальных реликвий был и является замок Хофбург — величественное строение в центре Вены, которое Габсбурги сделали своей резиденцией и жили здесь до момента угасания династии. Сокровищница Габсбургов поочередно захватывалась Наполеоном, Гитлером, американскими военными, но каждый раз возвращалась на свое прежнее место. Сегодня в Хофбурге действует музей, где каждый желающий имеет возможность познакомиться с христианскими реликвиями, собранными бывшими правителями Европы.
Главной реликвией Габсбургов по праву считается так называемое «копье судьбы» — копье, которым по преданию Лонгин-сотник проткнул ребра бездыханного Христа. Копье судьбы представляет собой металлический наконечник копья, сломанный по середине и скрепленный золотой муфтой. Копье хранилось Габсбургами как могущественный талисман, который должен был оберегать и укреплять их власть. Подобное отношение имелось по отношению к копью и со стороны Адольфа Гитлера. Впрочем, напрасно. Как показала научная экспертиза, копье судьбы было выковано в 7 веке и не имеет отношение к событиям Евангелия. Рядом с копьем судьбы в замке Хофбург можно увидеть так называемый «имперский крест» — богато украшенный равносторонний крест-пенал. В него раньше было помещено копье судьбы. Вместе с копьем внутри креста находилась и подлинная частица Креста Христова. Она сохранилась до наших дней и также является экспонатом музея. Еще одной значимой реликвией сокровищницы Габсбургов является чаша Тайной вечери, которая представляет собой довольно большую по размерам чашу с ручками, вырезанную из цельного куска агата. При определенном освещении на дне чаши можно увидеть имя Христа, написанное на латыни. Некоторые исследователи сомневаются, что эта чаша могла существовать во времена Спасителя. Но исторического опровержения подобно тому, какое было сделано в отношении копья судьбы, по-прежнему нет. Смотрители же музея прямо утверждают, что чаша из Хофбурга есть тот самый легендарный Святой Грааль, чаша с тайной вечери, из которой Христос причащал апостолов на последней с ними совместной трапезе. Кроме перечисленных реликвий сокровищница Габсбургов содержит другие, не менее интересные.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема