
Фото: Piqsels
Даже мало знакомый с европейской историей человек слышал об императорской династии Габсбургов. Габсбурги, ставшие правителями Австрии в 13 веке, вскоре расширили свои владения и находились во главе Священной Римской империи вплоть до 1806 г. Тогда в Европе возникла новая империя, Французская, во главе с Наполеоном Бонапартом. После поражения французского императора Габсбурги частично вернули свое могущество и до конца первой мировой управляли Австро-Венгерской империей. Из-за убийства принца Франца Фердинанда династия Габсбургов сошла на «нет», но не исчезла вовсе. Нынешний испанский король Хуан Карлос — косвенный потомок великого семейства. Габсбурги вошли в историю не только как великие правители, но и как собиратели значимых христианских реликвий. О сокровищнице династии Габсбургов в свое время ходили легенды. Дескать, могущественное семейство сконцентрировало в своих руках наиболее ценные и древние христианские реликвии, которые и давали Габсбургам возможность так долго находиться на вершине власти. Говорили, что могучей династии удалось, например, найти и сделать своим копье, которым были пробиты ребра Христа, а также чашу с Тайной Вечери, из которой Спаситель причащал апостолов. Местом хранения уникальных реликвий был и является замок Хофбург — величественное строение в центре Вены, которое Габсбурги сделали своей резиденцией и жили здесь до момента угасания династии. Сокровищница Габсбургов поочередно захватывалась Наполеоном, Гитлером, американскими военными, но каждый раз возвращалась на свое прежнее место. Сегодня в Хофбурге действует музей, где каждый желающий имеет возможность познакомиться с христианскими реликвиями, собранными бывшими правителями Европы.
Главной реликвией Габсбургов по праву считается так называемое «копье судьбы» — копье, которым по преданию Лонгин-сотник проткнул ребра бездыханного Христа. Копье судьбы представляет собой металлический наконечник копья, сломанный по середине и скрепленный золотой муфтой. Копье хранилось Габсбургами как могущественный талисман, который должен был оберегать и укреплять их власть. Подобное отношение имелось по отношению к копью и со стороны Адольфа Гитлера. Впрочем, напрасно. Как показала научная экспертиза, копье судьбы было выковано в 7 веке и не имеет отношение к событиям Евангелия. Рядом с копьем судьбы в замке Хофбург можно увидеть так называемый «имперский крест» — богато украшенный равносторонний крест-пенал. В него раньше было помещено копье судьбы. Вместе с копьем внутри креста находилась и подлинная частица Креста Христова. Она сохранилась до наших дней и также является экспонатом музея. Еще одной значимой реликвией сокровищницы Габсбургов является чаша Тайной вечери, которая представляет собой довольно большую по размерам чашу с ручками, вырезанную из цельного куска агата. При определенном освещении на дне чаши можно увидеть имя Христа, написанное на латыни. Некоторые исследователи сомневаются, что эта чаша могла существовать во времена Спасителя. Но исторического опровержения подобно тому, какое было сделано в отношении копья судьбы, по-прежнему нет. Смотрители же музея прямо утверждают, что чаша из Хофбурга есть тот самый легендарный Святой Грааль, чаша с тайной вечери, из которой Христос причащал апостолов на последней с ними совместной трапезе. Кроме перечисленных реликвий сокровищница Габсбургов содержит другие, не менее интересные.
Все выпуски программы Вселенная православия
Развивающие занятия и другие подарки для ребят с инвалидностью из ЛНР
Благотворительный фонд «Ясное дело» поддерживает семьи из Луганской Народной Республики, большинство из которых находятся в прифронтовой зоне. Среди них немало тех, кто воспитывает детей с инвалидностью. Фонд передаёт семьям всё необходимое и возвращает им возможность жить полноценно.
Семилетней Кате и её родным нужна бытовая техника, старая вышла из строя. А девочка мечтает о новых книгах и ёлке с красивыми игрушками. У Кати инвалидность, весь год она усердно училась делать свои первые шаги без коляски и говорить. Ей очень хочется отвлечься от сложных будней и погрузиться в атмосферу праздника. Фонд «Ясное дело» планирует не только отвезти её семье нужные вещи, но и порадовать Катю большой нарядной ёлкой и книгами.
Семилетнему Максиму и его родным тоже доставят необходимую помощь. А самого мальчика особенно порадует ортопедическое кресло. У него, как и у Кати, тоже есть нарушения в развитии. Максим учится в школе и ему это нравится. Он с большим старанием выполняет домашнюю работу, однако по причине болезни долго сидеть на обычном стуле не может, спина быстро устаёт. Поэтому так важно привезти ему специальное кресло.
Помимо семей Кати и Максима поддержки ждут и другие. Фонд «Ясное дело» отвезёт помощь 20 семьям с особенными детьми из Луганской Народной Республики, порадует ребят нужными подарками, а ещё оплатит для них развивающие занятия с логопедами и другими специалистами. Присоединяетесь к этому доброму делу, переходите на сайт фонда «Ясное дело» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Город Нижний Новгород
«Купно за едино» — этот лозунг был рожден на Волжских берегах во времена Смутного времени в начале XVII века, когда русские люди встали на защиту своего Государства, Православной веры, объединившись под знамена Второго народного ополчения, которое из города Нижний Новгород выдвинулось на Москву, и освободило Столицу от власти интервентов и захватчиков. «Купно за едино», «Вместе за одно», — эти слова объединяют и в наши дни всех людей, которые любят и дорожат своей Родиной, и стараются что-то сделать для её защиты. В непростое время мы живём. Не только военные действия, но и угрозы, связанные с проблемами зависимостей, сквернословия, обмирщения русского человека ставят нас перед выбором — будем ли мы равнодушно смотреть на то, что наши дети возрастают не на идеалах добра и красоты, а идут на поводу самых низких стереотипов и привычек, или «Купно за едино» станем что-то делать, чтобы украшать нашу Русскую Землю. В Нижнем Новгороде таких дел, которые являются примером для всех, накопилось немало. В нашей программе мы рассказываем не только об истории и достопримечательностях города Нижний Новгород, но и о тех проектах, которые осуществляются трудами Нижегородской Митрополии. Это и центры «Трезвение», и проекты «Россия без сквернословия» и «Ковчег фронту». В программе участвуют настоящие нижегородцы, вдохновители «третьего ополчения», которое рассылает свой клич по всем городам России. А также мы расскажем о святом, которого называют Нижегородским Чудотворцем — Преподобном Иоасафе, чьи мощи пребывают в Храме Преображения Господня на месте старопечерского монастыря, где есть целебный источник.



Иоасафа Нижегородского чудотворца


во Всероссийский день трезвости


у памятника святого Благоверного Великого Князя Георгия и Святителя Симона


Все выпуски программы Места и люди
Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде»

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Музей русского импрессионизма! Я сегодня вечером еду к родственникам в Нижний Новгород. Чемодан уже собрал с утра. Время ещё есть, и я рад провести его в таком замечательном месте.
— А вы раньше бывали в Нижнем, Леонид Сергеевич?
— Да вот, как-то всё не доводилось. Обычно родственники ко мне в Москву приезжают. А теперь вдруг к себе позвали. Ну, а я с удовольствием. Люблю новые места, новые впечатления. А в Нижнем Новгороде есть, на что посмотреть!
— О, безусловно! Один из древнейших городов России. Видами и архитектурой Нижнего Новгорода вдохновлялись многие живописцы.
— А вот интересно, есть ли здесь, в Музее русского импрессионизма, какое-нибудь полотно с изображением Нижнего Новгорода?
— Есть, Леонид Сергеевич! Вот, взгляните — справа от вас, в резной раме бронзового цвета.
— Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде». 1919 год.
— Пётр Иванович Петровичев был одним из значимых живописцев первой половины ХХ века. Ученик Исаака Левитана, Валентина Серова и Аполлинария Васнецова. В технике импрессионизма — свободной, фактурной — он изображал лирические русские пейзажи. Особенно любил писать с натуры памятники древнего зодчества. Петровичева неспроста называли певцом русской старины.
— Маргарита Константиновна, вы сейчас для меня открыли нового удивительного художника! Я о нём раньше не слышал.
— Без Петра Ивановича Петровичева просто невозможно представить отечественную пейзажную школу. Он умел своим искусством тонко передать зрителю лирическое своеобразие русского пейзажа.
— Это вы точно сказали, Маргарита Константиновна! Смотрю на картину, и прямо ощущаю этот простор! Широкая улица, старинные здания, Волга вдалеке поблёскивает синей гладью. А на переднем плане картины, слева от зрителя — белокаменный храм с шатровой колокольней. Судя по названию полотна — это и есть церковь святого Иоанна Крестителя.
— Да, один из древнейших храмов Нижнего Новгорода. Есть версия, что это с его паперти в 1612 году, в Смутное время, нижегородский купец Кузьма Минин призывал горожан сплотиться и защитить Москву от польских захватчиков. Правда, тогда церковь была ещё деревянной. Каменный храм, который мы видим на картине, построен на его месте в 1683 году. Кстати, правильное, полное название храма — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
— А, так видимо, отсюда и название улицы — Рождественская! А почему — «на торгу»?
— А вот, видите здание с колоннами? Это типичные старинные торговые ряды. Да и на первых этажах соседних домов тоже угадываются лавочки и магазины. Возле них снуёт народ. Перед нами — торг, то есть, рынок, базар. Ну, а раньше на торгу обязательно стоял храм. Чтобы люди в будничной суете не забывали о Боге.
— Вон оно что! Да, теперь заметил. Наверное, эти детали от меня ускользнули, потому что я на краски засмотрелся. Удивительные! Где-то почти прозрачные, где-то яркие. Жизнерадостный пейзаж!
— А знаете, искусствоведы давно подметили, что творчество русских живописцев, воспитанных на иконописи, как правило оптимистично по настроению.
— Петровичев учился иконописи?
— Да, художник начинал с неё. Ещё подростком он поступил в иконописную и резную школу при Ростовском музее древностей. А уже потом, в 1892 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
— Теперь понятно, почему от картины словно исходит внутренний свет! Кстати, Маргарита Константиновна, вы не знаете, сохранился ли храм Рождества святого Иоанна Предтечи до нашего времени?
— Сохранился! И выглядит сейчас практически так же, как на этом полотне Петра Ивановича Петровичева. Так что вы, когда приедете в Нижний Новгород, без труда его найдёте.
— Кстати, до отправления-то осталось всего ничего! Как незаметно время пролетело. Ещё раз спасибо вам, Маргарита Константиновна, за приглашение в Музей русского импрессионизма. И за то, что познакомили меня с замечательным художником, Петром Петровичевым.
— Ангела хранителя вам в дорогу, Леонид Сергеевич!
Все выпуски программы Свидание с шедевром











