
Фото: Piqsels
Даже мало знакомый с европейской историей человек слышал об императорской династии Габсбургов. Габсбурги, ставшие правителями Австрии в 13 веке, вскоре расширили свои владения и находились во главе Священной Римской империи вплоть до 1806 г. Тогда в Европе возникла новая империя, Французская, во главе с Наполеоном Бонапартом. После поражения французского императора Габсбурги частично вернули свое могущество и до конца первой мировой управляли Австро-Венгерской империей. Из-за убийства принца Франца Фердинанда династия Габсбургов сошла на «нет», но не исчезла вовсе. Нынешний испанский король Хуан Карлос — косвенный потомок великого семейства. Габсбурги вошли в историю не только как великие правители, но и как собиратели значимых христианских реликвий. О сокровищнице династии Габсбургов в свое время ходили легенды. Дескать, могущественное семейство сконцентрировало в своих руках наиболее ценные и древние христианские реликвии, которые и давали Габсбургам возможность так долго находиться на вершине власти. Говорили, что могучей династии удалось, например, найти и сделать своим копье, которым были пробиты ребра Христа, а также чашу с Тайной Вечери, из которой Спаситель причащал апостолов. Местом хранения уникальных реликвий был и является замок Хофбург — величественное строение в центре Вены, которое Габсбурги сделали своей резиденцией и жили здесь до момента угасания династии. Сокровищница Габсбургов поочередно захватывалась Наполеоном, Гитлером, американскими военными, но каждый раз возвращалась на свое прежнее место. Сегодня в Хофбурге действует музей, где каждый желающий имеет возможность познакомиться с христианскими реликвиями, собранными бывшими правителями Европы.
Главной реликвией Габсбургов по праву считается так называемое «копье судьбы» — копье, которым по преданию Лонгин-сотник проткнул ребра бездыханного Христа. Копье судьбы представляет собой металлический наконечник копья, сломанный по середине и скрепленный золотой муфтой. Копье хранилось Габсбургами как могущественный талисман, который должен был оберегать и укреплять их власть. Подобное отношение имелось по отношению к копью и со стороны Адольфа Гитлера. Впрочем, напрасно. Как показала научная экспертиза, копье судьбы было выковано в 7 веке и не имеет отношение к событиям Евангелия. Рядом с копьем судьбы в замке Хофбург можно увидеть так называемый «имперский крест» — богато украшенный равносторонний крест-пенал. В него раньше было помещено копье судьбы. Вместе с копьем внутри креста находилась и подлинная частица Креста Христова. Она сохранилась до наших дней и также является экспонатом музея. Еще одной значимой реликвией сокровищницы Габсбургов является чаша Тайной вечери, которая представляет собой довольно большую по размерам чашу с ручками, вырезанную из цельного куска агата. При определенном освещении на дне чаши можно увидеть имя Христа, написанное на латыни. Некоторые исследователи сомневаются, что эта чаша могла существовать во времена Спасителя. Но исторического опровержения подобно тому, какое было сделано в отношении копья судьбы, по-прежнему нет. Смотрители же музея прямо утверждают, что чаша из Хофбурга есть тот самый легендарный Святой Грааль, чаша с тайной вечери, из которой Христос причащал апостолов на последней с ними совместной трапезе. Кроме перечисленных реликвий сокровищница Габсбургов содержит другие, не менее интересные.
Все выпуски программы Вселенная православия
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







