Мультипликатор Уолт Дисней никогда не скрывал, что один из его самых известных персонажей – утёнок по имени дядюшка Скрудж – появился на свет благодаря… Чарльзу Диккенсу. Причём, с главного действующего лица знаменитой диккенсовской «Рождественской песни в прозе» - скупого богача Эбинизера Скруджа – мультипликатор скопировал не только имя, но и характер своего героя. Повесть, написанная Чарльзом Диккенсом в середине девятнадцатого века, и по сей день остаётся источником вдохновения для кинематографистов и, конечно, же, для читателей – «Рожественскую песнь в прозе» называют одной из самых популярных в мире историй о Рождестве. Именно она открывает сборник произведений Диккенса, который выпустило издательство «Азбука-классика», назвав его просто: «Рождественские повести».
На самом деле у произведения довольно длинное и весьма интригующее название: «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». И хотя мистические «страшилки» пользовались в то время большим спросом, назвав так свою повесть, Диккенс вовсе не собирался идти на поводу у литературной моды. С помощью героев из потустороннего мира - Духов прошедших, нынешних и будущих Святок – писатель показывает главному герою, тому самому нелюдимому богачу-жадине Скруджу, его упущенные возможности. Скрудж своими глазами видит всё, что он потерял в погоне за богатством: любовь, семью, друзей. Осознав, что сам лишил себя главных ценностей в жизни, Скрудж прямо на глазах у читателя перерождается: замкнутый, злобный, жадный старикашка становится жизнерадостным, сострадательным и щедрым человеком.
Изысканность повествования, но не вычурная, а по-английски сдержанная, без преувеличения приводит в восторг, и не даёт оторваться от чтения буквально до последней строчки. А фирменный диккенсовский юмор появляется в повести всегда в самый нужный момент, и уравновешивает накал страстей. И, конечно же, мы слышим поскрипывание снега, звон колокольчиков, чувствуем праздничный аромат жареного гуся и сладкого пудинга. И искренне радуемся тому, что главный герой тоже наконец-то смог всё это ощутить.
Второе произведение, вошедшее в сборник Диккенса «Рождественские повести» называется «Колокола». По своему духу оно самым тесным образом связано с «Песнью…», только его главный герой – не богач, а бедный старый посыльный по имени Тоби Век. В глазах обеспеченных и благородных «сильных мира сего», такие бедняки, как он, вообще не должны существовать. Даже единственное светлое событие в его жизни - свадьбу дочери - пытаются расстроить. Но под Новый год с Тоби вдруг начинают говорить… старые церковные колокола, и открывают ему удивительные тайны людских сердец.
Диккенсу удалось очень тонко уловить и передать по-настоящему Рождественскую атмосферу с её волнительным ожиданием чуда. Не просто подарка под ёлкой, а чего-то гораздо большего: обретения душевного мира и гармонии, добра и любви к тем, кто рядом с нами. «Рождественские повести» Чарльза Диккенса убеждают и обнадёживают нас в том, что всё возможно, если мы хотя бы в глубине своего сердца действительно этого хотим.
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема