— Вот красота. Это, брат, тоже страшная вещь! ... Ужасно и то, Алёшка, что красота не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
Не правда ли, очень знакомые слова мы с вами сейчас услышали? Это фрагмент из знаменитого кинофильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», снятого в 1968 году по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. В прозвучавшем эпизоде старший из братьев, Митя Карамазов, разговаривает с младшим, Алёшей, и произносит ставшую крылатой фразу, которой, пожалуй, можно было бы охарактеризовать кинокартину в целом. Битва любви с ненавистью, веры с неверием, бескорыстия с алчностью, так глубоко прорисованная Достоевским и тонко переданная режиссёром на экране, проходит перед глазами зрителя на протяжении всего фильма.
Через год после выхода, в 1969-м, картина номинировалась на премию Оскар, а в 1970-м по результатам опроса журнала «Советский экран» «Братья Карамазовы» была названа лучшим фильмом. Творчество Достоевского вообще далеко не самый простой материал для киновоплощения. И Пырьев, автор таких типично пропагандистских советских картин, как «Свинарка и пастух», «Трактористы» и «Кубанские казаки», вполне мог бы в угоду времени сделать из «Карамазовых» обличительное кино о нравах барской семьи. Но случилось практически невозможное: советский зритель увидел фильм... о вере в Бога! Увидел монашеский скит и старца Зосиму — кстати, прототипом этого персонажа у Достоевского стал не кто иной, как преподобный Амвросий Оптинский. Услышал о том, что Бог — есть! Об этом в разговоре со своим отцом твёрдо заявляет Алёша Карамазов — в фильме его великолепно сыграл актёр Андрей Мягков.
— Алёшка, есть бессмертие?
— Есть.
— И Бог, и бессмертие?
— Бог и бессмертие.
Конечно, уместить всех персонажей романа и все сюжетные линии даже в трёхсерийном фильме оказалось невозможно. Поэтому Иван Пырьев сконцентрировался лишь на некоторых из них: на центральном конфликте между Дмитрием Кармазовым и его отцом из-за любви к роковой красавице Грушеньке, и на основной теме романа: поиске веры. Перед нами — атеист Иван Карамазов с его губительной теорией о том, что «если Бога нет, то всё дозволено» — красть, обманывать, убивать... И Алёша, который искренне верит, и в тяжёлую минуту сомнений взывает к Богу. В одном из самых ярких эпизодов фильма мы видим густой лес, бездонную синюю высь и Алёшу в одеянии монастырского послушника, обращающего к небу свои страхи и молитвы:
За что? За что, Господи? Где же справедливость небес Твоих? Где провидение Твоё?! И перст Твой, карающий зло? Где?!
На эти вечные вопросы попытался ответить в своём романе Достоевский, а вслед за ним Иван Пырьев в экранизации «Братьев Карамазовых». Так вышло, что картина стала последней работой режиссёра. Пырьев ушёл из жизни прямо во время съёмок. Завершали работу над картиной актёры Михаил Ульянов — он сыграл в фильме Дмитрия Карамазова, и Кирилл Лавров, воплотивший образ Ивана. Лента по сей день во всём мире считается одной из самых успешных экранизаций романа Достоевского. И посмотрев этот фильм, который без всякого преувеличения можно назвать феноменом советского кинематографа, хочется задуматься о самых важных вещах: вере, любви, прощении.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (21.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Христос воскресе! Дорогие радиослушатели, с вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современным людям, привыкшим рассчитывать на себя, бывает трудно научиться соработничеству с Богом. Они либо продолжают вести себя как хозяева собственной жизни, просто призывая Бога в помощники, либо, напротив, отказываются от собственного мнения и пытаются, внутреннее сняв с себя ответственность, совершенно во всём полагаться на Бога. Как же найти золотую середину и научиться правильно соединять собственный выбор с волей Божией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги Деяний Апостольских, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Людям, смотрящим на Церковь со стороны, часто кажется, что все верующие более-менее одинаковы в своих взглядах и своём поведении. Однако люди, находящиеся внутри знают, что, как и в обычной жизни, в церкви очень много разных людей, со своими подходами и мнениями. Например, один может делать акцент на собственной ответственности и призывать к ответственности других. Не приплетайте Бога к собственным слабостям и чужие слабости Его волей не оправдывайте. Виноват — понеси наказание и исправляйся, говорит такой человек. Другой, напротив, будет говорить, что без воли Божией не бывает ничего, и даже страдания и несправедливости в мире происходят по Его попущению.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим рассказ о том, как ученики Христа, пребывая после вознесения своего Учителя единодушно вместе, начинают устраивать церковную жизнь. Помня, что их должно было быть 12 по числу колен израилевых, они, по предложению апостола Петра, избирают апостола на место Иуды Искариота. Уже в этом небольшом рассуждении мы видим, что они, с одной стороны, вспоминают слова Христа и в то же время проявляют свою инициативу. То есть побуждаются Богом, но действуют сами. Причём, как действуют! Они формулируют условия, при которых, их поступок будет правильным. В их случае будущий апостол должен был быть из близкого круга, то есть, видимо, одним из 70-ти учеников, упоминавшихся в Евангелии. Он должен был быть с ними с самого начала, должен был быть свидетелем жизни Христа — от крещения на Иордане, до распятия и воскресения. Однако, выбрав двоих, кто подходил по их собственному мнению, они предоставили окончательное решение вопроса в руки Божии.
Думаю, что каким-то похожим образом можем действовать мы. И речь даже не столько про то, чтобы бросать жребий, сколько про само стремление помнить о воле Божией и стараться воплотить её в жизнь. Стараться вдумчиво подходить к условиям, в которых она может совершиться, но окончательное воплощение предавать Богу, надеясь на Его святую волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин (20.04.2025)

В этой программе вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о так называемом «Страстном восстании», когда накануне Пасхи 1611 года москвичи попытались изгнать войска Речи Посполитой из родного города, о роли Дмитрия Пожарского в этом восстании, почему оно провалилось и как повлияло на будущую победу Второго народного ополчения.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов