Осенний сезон для меня всегда ассоциируется с театрами. Приятная прохлада, а порой и дожди, создают идеальную атмосферу для культурного досуга. В поиске интересной постановки я обнаружила незнакомый мне театр с современным взглядом на классику. Выбрав подходящий день и время, я зарегестрировалась на спектакль и в предвкушении предстоящего мероприятия начала придумывать наряд, в котором отправлюсь на спектакль. Выбор пал на любимое атласное платье нежно-розового оттенка и милые туфли, подходящие по цвету. Окончив выбор, я увлеклась книгой, совершенно забыв о предстоящих планах.
Внезапно раздался звонок, я с удивлением посмотрела на время — полночь. Кто бы это мог быть?
— Привет! Можешь говорить? — раздался голос моей приятельницы с церковного прихода — извини, что так поздно!
— Здравствуй, конечно да, что случилось?
— Сама не знаю, приехала домой и встать с кровати не могу — лихорадка — голос подруги был сиплым и слабым.
— Скорую вызвала? Я могу приехать через 15 минут
— Спасибо, я справлюсь. Уже приняла лекарства — поблагодарила подруга и продолжила — Думаю, это — простуда. Похоже, я выхожу из стоя на неделю минимум. Ты могла бы провести занятие в Воскресной школе вместо меня. В среду вечером. Дети очень ждут. Выручишь?
— Конечно. Я постараюсь — пообещала я.
На следующий день я начала готовиться к занятию по материалам, которые прислала мне приятельница. Я увлеклась.
Уже вечером, проходя по коридору, увидела выглаженное платье на вешалке. Меня осенило: ведь именно в среду, я планировала сходить в театр. Очевидно, что совместить события не получится. Я с грустью отменила бронь на спектакль.
В итоге занятие прошло чудесно, дети живо откликались на поднятые темы, с интересом участвуя в ходе занятия. Время пролетело незаметно. Я довольная поехала домой.
Во время вечернего чаепития, решила посмотреть фото и видео нарезки с прошедшего спектакля. И не поверила своим глазам! Оказалось, что это был вовсе не театр, а самая настоящая секта, в которой совершалось то, о чем и говорить стыдно. А сам спектакль служил лишь прикрытием для привлечения большего количества людей.
Я перекрестилась и подумала: если всё сложилось не так, как ожидалось, не стоит расстраиваться. Божьи планы всегда лучше наших. Наверное, такой опыт есть у многих, когда Господь аккуратно отводит от опасности. И за каждый такое проявление заботы Божьей хочется благодарить снова и снова.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Тайны христианской веры» — выражение, которое нередко можно услышать от церковных проповедников или же встретить в религиозной литературе. Что это за тайны и как сделать их доступными для себя? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Издревле в христианской традиции различали две разновидности обучения истинам веры. Первая разновидность называлась керигма. Это та информация, которую человек получал, впервые встретившись с учениками Христовыми. Он узнавал от них ключевые факты жизни Спасителя. Когда и где Он жил. Что сделал, к чему призывал. Как можно стать Его последователем. Здесь же могли говорить о самых базовых истинах христианского вероучения. О том, что Бог Троичен, о том, что Христос — это Бог, о грехопадении, о желании Творца спасти человека, о жизни и смерти, о воскресении мёртвых.
Если человек отзывался на эту проповедь, он принимал Крещение и становился членом церковной общины. Однако на этом его образование не заканчивалось. Оно выходило на новый уровень, который в древних текстах называется дидахе. Это было более глубокое и развёрнутое объяснение тех истин христианского мироощущения и мировоззрения, с которыми он познакомился, услышав евангельскую проповедь. Но самое главное — здесь человек учился жить согласно этому новому знанию. Образование было, как бы мы сейчас сказали, практикоориентированным. Учители показывали на личном примере, как теорию духовной жизни связать с повседневностью.
Вот этих-то людей, которые уже вошли в церковную общину и начали учиться жить по новым правилам, Павел и называет «совершенными». Когда это слово используется в греческом языке для характеристики учеников или студентов, его можно ещё перевести как «зрелый». Совершенный — это тот, кто созрел для того, чтобы углубить и расширить свои знания о предмете, а также, что самое главное, чтобы применить их на практике. Поэтому и говорит Павел о результате этого обучения как о приобретении мудрости. Мудрости, а не только информации.
Почему же эту мудрость апостол называет тайной и сокровенной? Отнюдь не потому, что между христианами существовало какое-либо кастовое различие или же учители намеренно что-то скрывали от учеников. Но лишь по той простой причине, что овладеть мудростью мог лишь тот, кто всё услышанное от учителя стремился воплотить в своей жизни. Но проблема в том, что готовы к этому были не все. Многие загорались проповедью апостолов. Многие принимали крещение. Многие были готовы слушать новое, интересное, необычное. Однако далеко не многие решались перейти к делу. Ведь это требовало зачастую идти навстречу своим греховным привычкам. А потому и оставались многие в духовной жизни незрелыми юнцами. Хотя могли владеть большим количеством информации об истинах христианской веры.
Чтобы и нам в духовной школе не оставаться всю жизнь второгодниками, будем стараться переводить свои богословские познания из области ума в область сердца. То есть применять их на практике. Делать их частью своего повседневного опыта. Усилием воли понуждать себя исполнять евангельские заповеди: иными словами, стремиться всякое своё дело согласовать с волей Бога и стараться быть полезным тем людям, которые нас окружают. Чтобы и нам постепенно, по мере нашего усердия, открывались те невыразимые тайны христианской веры, о которых говорит сегодня апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Дети и святые держатся Тебя, Господи»
Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают.
Дети и святые — граница между царством бытия и тенью небытия.
Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть глубокую.
Вообразили попечители, что они родители и управляют Твоими детьми, как своим имением. Поистине, не управляют, а калечат и уродуют.
Чужих детей присвоили себе, попечители, и будете вы отвечать за кражу и разбой.
И та жизнь, что в вас есть — не ваша, не ваша и та, которая через вас родилась. Ничего не принадлежит вам, кроме зла, которое внутри вас, и будете вы отвечать за кражу и разбой.
Будете отвечать за кражу, ибо чужое своим назвали, и за разбой, ибо чужое изувечили и разрушили.
Нет на земле родителей. Родитель — на небесах. На земле одни попечители. Те, что назвали себя родителями — воры и разбойники.
На земле одни попечители и это уже большая честь. Дал вам Бог на попечение драгоценнейшее из сокровищ Своих. И это большая честь.
Блаженнее тот, кто не родился и не имел никого на попечении своём, нежели вы, если попечение ваше — соблазн душ и умервщление.
Зачем вы детям радуетесь, если не бодрствуете над ними как над небесными ангелами? Зачем о них сокрушаетесь, когда рано оставляют вас и бегут к ангелам? Чужому радуетесь и о чужом сокрушаетесь.
Не пекитесь о благополучии тел детей ваших, ибо и лисицы для лисят сие делают. Пекитесь о Боге в душах детей ваших, а Господь — Родитель об остальном постарается. И то, что в муках собираете детям своим, Он без муки соберёт им быстро и легко.
Не изгоняйте Бога из детей ваших, ибо изгоните из них счастье и покой, благоденствие и здравие.
Оставьте всю землю богооставленным — алчущим её оставите, которые поглотят всё и от голода умрут.
Старайтесь не о куске хлеба для детей своих, старайтесь о душе и совести. И не будут нуждаться дети ваши и вы благословенны будете на земле и на небесах.
Пекитесь о чужом имении более, чем о своём, и награда вам будет немеренной.
Дети царские отданы вам в попечение. Воистину, велика награда тем, кто сбережёт царевичей и не изгладит имени Родителя из их памяти.
Через детей Царь глядит на вас вопросительно и ждёт ответа вашего. Если ответ ваш смертоносным будет, Царь оставит детей и станете о трупах заботиться.
Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные восстают на Тебя. Детьми и святыми испытываешь Ты мир, Господи.
Трезвись душа моя, трезвись да вовек не согрешишь.
«Тают снега в горах, когда растопит их солнце»
Тают снега в горах, когда растопит их солнце, и бегут потоки водные, чтобы омыть землю. Какое солнце растопит снега в горах ваших душ, сыны человеческие, чтобы омыть их? Лютым морозом грехов скованы души ваши. Как на снег прошлогодний, ложится новый, так на ваших душах неподвижно лежит снег ваш прошлогодний — ложе для грехов ваших будущих.
Не имели бы греховности и греха бы не имели; не имели бы воли греховной — были бы без греха. Не оставался бы лежать снег в горах, если бы земля тепло хранила; если бы земля тепло хранила и развеяла туман холодный, солнце укрывающий, снег не остался бы лежать ни в горах, ни в низинах.
Хладная земля и хладный туман отделяют вас от солнца вашего, и ложится снег на снег, лёд на лёд.
Кто грехи вам отпустит, окаменелость ледяную, кто растопит? Тщетно сами себе грехи прощаете. Оправданием грехов своих снег в лёд превращаете — постель гладкую для снега нового.
Свет Божества Трисолнечного, он один может грехи ваши отпустить, также как лишь солнце может растопить снег в горах и взрастить цветы на чёрной земле.
«Встань и ходи, прощаются тебе грехи твои!» — Человече, знаешь ли Того, Кто имеет власть приветствовать тебя сими словами сладчайшими? Клянусь тебе, не найти и не встретить его на земле, даже если землю вдоль и поперёк исходишь. Ибо Он не от земли и не земля питает Его. Далёк человек этот небесный, спаситель души твоей, от оправдывающих грехи свои, зато близок, очень близок тем, кто, возненавидев грехи свои, вопиет к небу, чтобы грехи истребило.
Ум его яснее, а слово теплее солнца, и топит он снег в душе человеческой и взращивает цветы на ней. Все осевшие слои льда и снега может растопить он, и всю землю омыть. Призови его из глубин души своей и приидет. Когда воскликнет он: «Прощаются тебе грехи твои» — тогда душа твоя, ныне под бременем греха неподвижная, сделается лёгкой и быстрой, и пройдёт расслабленность тела твоего.
Грехи души есть раны души. Раве может душа израненная иметь тело здоровое?
Говорит безумный: «Посмотри на соседа моего, в грехах коснеющего, посмотри, как цветёт здоровьем тело его! Не правда, что грехи душевные вредят телу»
Погоди, безумный, погоди ещё немного, пока гной души не пробьётся сквозь тело. Тогда умолкнут уста твои и побежишь от греха, как бежишь от зловонной гнили. Подожди, пока червь разъест сердцевину яблока и опечалишься, когда увидишь, каким бледным и увядшим станет оно.
Тогда и ты встанешь на обочине с прокажённым, и возопишь гласом смертным — «Сыне Божий, помилуй мя!»
И услышишь тогда, и поймёшь слова спасительные — «Чадо, прощаются тебе грехи твои, иди с миром!»