
Фото: Yan Krukau / Pexels
Однажды, уже пожилой профессор Борис Викторович Раушенбах, известный советский и российский физик и один из основоположников отечественной космонавтики, заполнял у себя на работе анкету для отдела кадров. В одном из пунктов нужны были данные свидетельства о браке. «Вы женаты столько лет?!» — восхитился сотрудник, помогавший академику заполнить анкету. А Раушенбах спокойно ответил: «Да. Одна жена всю мою жизнь». Этот эпизод Борис Викторович вспоминал в своих мемуарах, где немало страниц посвящено его любимой и единственной супруге — Вере Михайловне Раушенбах. Вместе они прожили шестьдесят лет.
Будущие супруги встретились в Москве в 1937-м году. Борис, молодой специалист в области авиастроения, приехал в столицу из Ленинграда в надежде трудоустроиться по своей редкой для того времени специальности. Поселился у старого приятеля в Успенском переулке, в огромной коммунальной квартире. Скоро нашлась и работа — Раушенбаха взял в свой отдел Ракетного научно-исследовательского института сам академик Королёв. Однажды летним вечером в одну из комнат коммуналки, где жил Борис, въехала новая соседка — девушка по имени Вера. Молодой человек вызвался помочь с расстановкой мебели. Так Борис с Верой и познакомились. Позже Раушенбах любил в шутку говорить, что жену ему привезли «с доставкой на дом».
Молодые люди стали по-соседски общаться. Выяснилось, что девушка приехала в столицу из города Краматорска, и училась на археологическом факультете в Институте нефти и газа. Борис рассказал Вере о том, что он из семьи поволжских немцев, что с детства мечтал конструировать самолёты. И что счастлив познакомиться с такой замечательной девушкой. Это была не просто вежливость. Борис полюбил Веру с первого взгляда.
Они поженились 24 мая 1941 года. Чуть меньше чем через месяц началась Великая Отечественная война. Предприятие, где работал Раушенбах, в первые же дни эвакуировали в Свердловск — ныне Екатеринбург. Молодожёны отправились туда вместе. Как смогли, навели уют в крошечной казённой комнатке без кухни. И зажили счастливо, потому что никакие бытовые неудобства не могли затмить их любви друг к другу. В марте 1942-го в почтовом ящике Раушенбахи нашли повестку. Бориса вызывали с вещами в военкомат. Он был уверен: отправляют на фронт. Но уже в Нижнем Тагиле высадили и привезли... в лагерь для заключённых. Никаких официальных обвинений предъявлено не было. Сказали как бы невзначай: ты здесь, потому что немец по происхождению. Больших трудов стоило Вере Михайловне выяснить, где находится её супруг. Ещё труднее было получить разрешение на свидания с ним. Поезд из Свердловска в Нижний Тагил приезжал в 4 утра, от станции до зоны нужно было идти пешком ещё пять километров. И Вера шла — неся тяжёлые сумки с продуктами и книгами для Бориса. Даже в лагере он не прекращал своей научной работы. «Благодаря жене, её заботе, я только и выжил тогда», — вспоминал Раушенбах. Лишь в 1948-м супругам удалось, наконец, воссоединиться и снова поселиться в Москве. Вскоре после переезда в столицу они стали счастливыми родителями близнецов — двух дочек, Оксаны и Веры.
Вера Михайловна вспоминала, что всегда занятый Борис Викторович мог легко отложить все дела, чтобы провести время с семьёй. Когда девочки подросли, все вместе они выбирались в лес. Зимой — на лыжах, летом с палаткой. Любили ездить по старинным храмам. Побывали в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях, во Пскове, Костроме, Переславле-Залесском. Раушенбаха восхищала древнерусская иконопись, он мечтал когда-нибудь написать о ней книгу. Свою мечту он осуществил на даче в Абрамцевo, которую супруги приобрели в конце 60-х годов. Под диктовку мужа текст книги печатала Вера Михайловна. В Абрамцеве Раушенбахи увлеклись пчеловодством — поставили на своём дачном участке несколько ульев, которые Борис Викторович смастерил сам. Когда дочери выросли и вышли замуж, в доме зазвучали голоса внуков. А на 50-летнем юбилее брака — золотой свадьбе — Раушенбах признался жене, что для него она всё такая же, как раньше. Как в тот день, когда он впервые её увидел.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Путь к священству». Игумен Варфоломей (Коломацкий)

У нас в гостях был наместник Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря в Костромской области игумен Варфоломей (Коломацкий).
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере, пути к монашеству и священническому служению, а также о житии преподобного Макария Унжинского.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь Церкви в борьбе с зависимостями». Протоиерей Григорий Григорьев
У нас в гостях был доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, психиатр-нарколог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев.
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о том, как этот путь связан с преодолением алкогольной зависимости, о многочисленных чудесах, которые происходили в его жизни и о том, как он стал священником в храме, который строил сам еще до принятия сана.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение