
Август 1934 года выдался прохладным. Вода в Волге под Тверью была обжигающе холодной. Но актёр Борис Бабочкин заходил в неё снова и снова — нужно было сделать много дублей. Снимали сцену гибели Чапаева при переправе через реку Урал. Бабочкин играл легендарного военачальника времён Гражданской войны в фильме братьев Васильевых. В перерывах между дублями, закутанный в тёплое банное полотенце, Борис Андреевич садился в укромный уголок и что-то быстро строчил на листке бумаги. Из-под карандаша бежали строчки: «Родная моя Катюша! „Чапаева“ снимаем на берегу Волги. Я уже капельку простудился. Каждый день жду твоего письма, моя радость, единственная моя любовь...» Эти слова Борис Андреевич Бабочкин писал своей жене, Екатерине Михайловне Георгиевой.
Они познакомились в середине 20-х годов ХХ столетия, и прожили вместе больше полувека. Это была любовь с первого взгляда, удивительное родство душ, которое ощущаешь мгновенно — говорила позже Екатерина Михайловна. Она была молодой балериной, Борис Андреевич — начинающим драматическим актёром. Бабочкина поразила в облике девушки глубокая одухотворённость; тонкие аристократичные черты лица излучали внутренний свет. Екатерина показалась Борису родной, знакомой, словно он уже где-то встречал её раньше. Потом молодой человек вспомнил: эти строгие и прекрасные черты он видел у Натальи Николаевны Гончаровой. Знаменитая репродукция брюлловского портрета супруги Пушкина висела у Бабочкина дома. Екатерина была необыкновенно на неё похожа! Поэтому Борис даже не удивился, когда однажды услышал от девушки, что она дворянка по происхождению, и что семья её состоит с Гончаровой в родстве.
Через несколько месяцев после встречи они поженились. Медовый месяц, а точнее — год, провели в Харбине — городе на северо-востоке Китая. Бабочкина пригласили в труппу русского театра. В 1929 году у супругов родилась дочь Наталья. После Харбина супруги на несколько лет осели в Ленинграде. Там родилась их вторая дочь — Татьяна. А вскоре Бориса Андреевича настигла большая слава — её принес актёру фильм «Чапаев». Когда в 1935 году лента вышла на экраны, кинотеатры буквально осаждали толпы зрителей. Во многих городах сеансы проводились круглосуточно. Фильм шли смотреть целыми заводами, воинскими частями, колхозами, школами. Бабочкин теперь был буквально нарасхват. Начались командировки. Но даже в окружении сотен восторженных почитателей артист чувствовал себя одиноким, когда рядом не было любимой супруги. «Очень скучаю без тебя, совершенно не приспособлен к холостой жизни», — писал он Екатерине Михайловне. В ответ от жены приходили письма, полные любви и нежности.
В середине 60-х семье пришлось пережить нелёгкое испытание. У Екатерины Михайловны диагностировали рак. Назначили операцию, но никаких прогнозов не давали. В день, когда жену оперировали, Бабочкин с дочерями пошли в церковь. Они стояли на коленях и молились. Операция прошла успешно. В больнице, не сумев справиться с эмоциями, Борис Андреевич разрыдался. А жена, как маленького, утешала его и повторяла, что с ней теперь всё будет хорошо и она никогда его не оставит.
Так и случилось. Борис Бабочкин ушёл из жизни на 13 лет раньше любимой жены. Незадолго до кончины он сказал супруге: «Ты — самая близкая, единственная, любимая. Если я умру раньше, то пусть без меня тебе будет спокойно. Живи долго и хорошо, и вспоминай меня». В светлых воспоминаниях о дорогом супруге Екатерина Михайловна и провела всю оставшуюся жизнь. Рассказывала, что муж снится ей каждую ночь. «Мы были и остаёмся с ним единым целым», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер