
Август 1934 года выдался прохладным. Вода в Волге под Тверью была обжигающе холодной. Но актёр Борис Бабочкин заходил в неё снова и снова — нужно было сделать много дублей. Снимали сцену гибели Чапаева при переправе через реку Урал. Бабочкин играл легендарного военачальника времён Гражданской войны в фильме братьев Васильевых. В перерывах между дублями, закутанный в тёплое банное полотенце, Борис Андреевич садился в укромный уголок и что-то быстро строчил на листке бумаги. Из-под карандаша бежали строчки: «Родная моя Катюша! „Чапаева“ снимаем на берегу Волги. Я уже капельку простудился. Каждый день жду твоего письма, моя радость, единственная моя любовь...» Эти слова Борис Андреевич Бабочкин писал своей жене, Екатерине Михайловне Георгиевой.
Они познакомились в середине 20-х годов ХХ столетия, и прожили вместе больше полувека. Это была любовь с первого взгляда, удивительное родство душ, которое ощущаешь мгновенно — говорила позже Екатерина Михайловна. Она была молодой балериной, Борис Андреевич — начинающим драматическим актёром. Бабочкина поразила в облике девушки глубокая одухотворённость; тонкие аристократичные черты лица излучали внутренний свет. Екатерина показалась Борису родной, знакомой, словно он уже где-то встречал её раньше. Потом молодой человек вспомнил: эти строгие и прекрасные черты он видел у Натальи Николаевны Гончаровой. Знаменитая репродукция брюлловского портрета супруги Пушкина висела у Бабочкина дома. Екатерина была необыкновенно на неё похожа! Поэтому Борис даже не удивился, когда однажды услышал от девушки, что она дворянка по происхождению, и что семья её состоит с Гончаровой в родстве.
Через несколько месяцев после встречи они поженились. Медовый месяц, а точнее — год, провели в Харбине — городе на северо-востоке Китая. Бабочкина пригласили в труппу русского театра. В 1929 году у супругов родилась дочь Наталья. После Харбина супруги на несколько лет осели в Ленинграде. Там родилась их вторая дочь — Татьяна. А вскоре Бориса Андреевича настигла большая слава — её принес актёру фильм «Чапаев». Когда в 1935 году лента вышла на экраны, кинотеатры буквально осаждали толпы зрителей. Во многих городах сеансы проводились круглосуточно. Фильм шли смотреть целыми заводами, воинскими частями, колхозами, школами. Бабочкин теперь был буквально нарасхват. Начались командировки. Но даже в окружении сотен восторженных почитателей артист чувствовал себя одиноким, когда рядом не было любимой супруги. «Очень скучаю без тебя, совершенно не приспособлен к холостой жизни», — писал он Екатерине Михайловне. В ответ от жены приходили письма, полные любви и нежности.
В середине 60-х семье пришлось пережить нелёгкое испытание. У Екатерины Михайловны диагностировали рак. Назначили операцию, но никаких прогнозов не давали. В день, когда жену оперировали, Бабочкин с дочерями пошли в церковь. Они стояли на коленях и молились. Операция прошла успешно. В больнице, не сумев справиться с эмоциями, Борис Андреевич разрыдался. А жена, как маленького, утешала его и повторяла, что с ней теперь всё будет хорошо и она никогда его не оставит.
Так и случилось. Борис Бабочкин ушёл из жизни на 13 лет раньше любимой жены. Незадолго до кончины он сказал супруге: «Ты — самая близкая, единственная, любимая. Если я умру раньше, то пусть без меня тебе будет спокойно. Живи долго и хорошо, и вспоминай меня». В светлых воспоминаниях о дорогом супруге Екатерина Михайловна и провела всю оставшуюся жизнь. Рассказывала, что муж снится ей каждую ночь. «Мы были и остаёмся с ним единым целым», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема