Женщин, которые хранят верность изменяющим мужьям, либо называют героинями, либо осуждают. Но редко понимают. Чтобы выдержать предательство супруга и сохранить брак, нужно обладать невероятным терпением. И прежде всего – очень сильно любить.
Рита Марли – одна из таких женщин. Долгие годы она жила в тени своего «звёздного» мужа, легендарного ямайского музыканта Боба Марли. Она выходила на сцену с неизменной улыбкой, и мало кто знал, сколько всего Рита делает ради мужа.
Они познакомились на улицах ямайского гетто, где оба жили. Выходя из студии, где репетировала его группа, Боб Марли часто видел симпатичную девушку на другой стороне улицы. Они долгое время переглядывались, но Боб был настолько застенчив, что не решался подойти первым. В конце концов, он попросил своего друга передать ей записку. Боб написал Рите, что она ему нравится, и он хочет пообщаться. Молодой музыкант был почти уверен, что она не придёт. Но Рита пришла.
Она не обратила бы на Боба внимание, если бы не безмерная нежность в его глазах. Девушка поняла, что ему нужна именно любовь – настоящая, крепкая. Ничто иное его не интересовало. И после первой же встречи их закружило в водовороте любви и музыки.
Риту затянули интересы Боба – его необычайная активность, чёткая жизненная позиция, желание помогать людям. Объединила их и музыка. Оказалось, что у Риты хороший голос, и она стала бэк-вокалисткой в группе Боба Марли. Они вместе гуляли, вместе выступали, а скоро и поженились. В первые несколько лет Боб изо всех сил пытался заработать деньги, чтобы его семья не голодала. Они были настолько бедны, что Рите приходилось каждый вечер стирать единственную смену белья мужа. Однако их любовь выдержала испытание бедностью. Проблемы начались позже, когда Боб Марли приобрел известность.
Харизматичный молодой музыкант, чьи песни становились всё более популярными, начал привлекать женское внимание. Боб не мог устоять перед девушками, которые после концертов вешались ему на шею. Уклад ямайской жизни поощрял мужские измены. Это считалось совершенно нормальным, даже необходимым. И Рите, которая к тому времени родила нескольких детей, приходилось терпеть. Конечно, она ревновала. Любая бы ревновала, если бы знала, что её муж встречается с победительницей конкурса Мисс Мира и множеством других женщин. Но в сердце Риты всё ещё горела любовь, которая не погасла из-за постоянных измен.
Боб искренне верил, что исполняет великую миссию, когда играет в стиле «регги». Его музыка должна дойти до каждого человека в мире, благодаря ей в мире закончатся войны и наступит благоденствие. Верила в это и Рита. Она быстро поняла, что Бобу нужна не просто жена в традиционном понимании этого слова. И тогда Рита стала его ангелом-хранителем. Она разгоняла поклонниц, которые надоедали её мужу и не давали сосредоточиться. Она заботилась о его детях – даже от других женщин. Рита была христианкой и терпеливо несла свой крест. Со временем она убедила и мужа креститься в Эфиопской православной церкви. Она была рядом, когда на Боба совершили покушение. Она советовала ему обратиться к врачу, когда у него на ноге нашли злокачественную опухоль. Рита не отходила от мужа и тогда, когда он умирал от рака в Германии.
Любовь жены согревала Боба Марли до последней минуты. Может быть, он не разделял её настолько сильного чувства. Но не уважать женщину, которая ради него терпела всё, он не мог. Чувствуя приближение смерти, Боб отправил Риту домой. Она не должна была видеть, как человек, которого она любила молодым и сильным, исчезает, подтачиваемый болезнью. Это единственное, что он мог сделать для неё напоследок.
Когда стало известно, что лечение не поможет, Рита уговорила его поехать домой. Но долететь до Ямайки он не смог – пришлось делать остановку в Майями. Тогда Рита собрала всех, кто был связан с её мужем, и повезла их к нему. Она знала, что Бобу станет легче, если он увидит рядом тех, кого любил. Её сердце не ошиблось. Она действительно доставила ему радость – последнюю в жизни и потому самую важную.
После смерти супруга Рита не отреклась от него. Она продолжала свой христианский подвиг любви, усыновила 35 эфиопских детей и основала несколько благотворительных фондов в честь мужа. Деньги из них направляются на помощь детям из бедных семей в Гане и на борьбу с голодом в странах третьего мира.
Рита больше не вышла замуж. «Боб был хорошим человеком и хорошим мужем. Я всегда была рядом с ним, и я всегда оставалась бы рядом с ним. Он знал, что я была с ним не из-за блеска, прихоти или славы, а потому, что я любила его. И я намерена хранить память о нём», - говорила она.
Позицию Риты Марли можно не понимать или не принимать. Но одно несомненно – такая верность, как у неё, делает наш мир лучше.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия