
Фото: PxHere
О Благовещении Пресвятой Богородицы упоминают два евангелиста: Матфей и Лука. Интересно, что в Евангелии от Матфея говорится об этом довольно коротко и как бы от лица Иосифа Обручника. Это, скорее, история о праведности Иосифа, о его кротости и доверии ко Господу.
Рассказ евангелиста Луки более подробный, мы видим происходящее как бы глазами Самой Пресвятой Девы. Кроме того, только от Луки нам известно о других событиях, связанных с детством Спасителя: о поклонении пастухов Младенцу Христу, о Сретении Господнем, о том как двенадцатилетним отроком Христос побывал в Иерусалимском храме. Возможно, это связано с тем, что Лука лично встречался с Божией Матерью, беседовал с ней, по преданию, он написал первые иконы Царицы Небесной.
Но кроме Священного Писания у Православной Церкви есть ещё одна реликвия — это Церковное предание. О Благовещении говорится в двух апокрифических книгах — «Протоевангелии Иакова» и «Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя». Они не противоречат Матфею и Луке, но добавляют подробности к евангельской истории. К тому же в них раскрываются символы, которые мы видим на иконах и картинах Благовещения.
По преданию, Дева Мария отправилась за водой и у колодца услышала голос архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она никого не увидела, и, испугавшись, поспешила домой. Колодец часто встречается в изображениях сцены Благовещения. Это образ, характеризующий Саму Царицу Небесную — она чиста, как вода. Не сразу, постепенно отстаивается влага в колодце, становится всё лучше и прозрачнее. Точно так же потребовались поколения праведников Израиля, чтобы родилась самая чистая и совершенная душа.
В одном из апокрифов говорится, что Пресвятая Дева вернулась в дом и села за прялку. Прялка или моток красной пряжи — другой частый атрибут Девы Марии на иконах Благовещения. Предания поясняют, что Ей по жребию выпало соткать новую завесу для Иерусалимского храма. Завеса отделяла Святая Святых — ту часть, где незримо пребывал Господь. Это очень понятный и яркий символ — ведь и самой Пресвятой Деве предстояло соткать из плоти и крови своего тела — Сына Божия. Она Сама стала вместилищем Божества, Святая Святых. Не случайно в момент смерти Спасителя на кресте завеса храма разодралась надвое.
Ещё одно предание сообщает, что Дева Мария увидела воочию Ангела Господня когда читала отрывок из книги пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына». Поэтому Богородицу часто изображают с раскрытой книгой.
Для тех, кто понимает язык христианских символов, иконы и картины Благовещения раскрывают новые смыслы. Но не стоит думать, что Церковь требует особой интеллектуальной подготовки. Изображения Богородицы в момент Благовещения среди бытовых вещей, за обычным занятием это тоже воплощение одной из самых главных мыслей: призыв Господа может застать человека в самых рядовых житейских обстоятельствах. Не важно кто мы и где. Важно, кем мы будем после этого призыва.
Все выпуски программы Благовещение
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема