Из истории отечественной литературы известно, что в 18 веке жил драматург, которого называли «русским Шекспиром». Яркие сюжеты для своих трагедий он брал из истории родной страны.
Сегодня мы говорим о князе Мстиславе Владимировиче и пьесе Михаила Хераскова «Пламена».
В 1125 году князь Мстислав Владимирович, после смерти отца, Владимира Мономаха, унаследовал великокняжеский престол в Киеве.
Трудно было на Руси, раздираемой междоусобными войнами, добиваться объединения земель и мира. Это хорошо показано в пьесе «Пламена Михаила Хераскова.
Пламена — имя дочери одного из удельных князей, не желавшего подчиняться великому киевскому князю. Отец Пламены попал в плен и вместе с дочерью был приведён в Киев. Великий князь Мстислав Владимирович отнёсся к пленникам милостиво и окружил почти отеческой заботой. Как говорит Пламена отцу: «Не в плен мы введены, но в царские чертоги».
Великий князь Мстислав и его брат, которого в пьесе зовут Позвезд, — христиане. Не так давно они приняли святое крещение и желают просветить соседей — язычников. Мстислав Владимирович рассказывает пленному князю, что ещё в 1-м веке на киевских холмах побывал апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, и водрузил крест на месте будущего Киева. Тем самым ещё много веков назад был преподпределён христианский путь Руси.
Давно небесный знак в сем граде положён,
И крест на сей горе Андреем водружён;
На коем видел свет Исуса пригвожденна,
Кем сила адская и злоба побежденна,
Которой множеством исполнив мир чудес,
За грешных пролил кровь, и умер, и воскрес!
Сего Спасителя уже познали многи,
Он славою гремит, трепещутъ ваши боги…
Трагедия Хераскова «Пламена» написана несколько тяжеловесным для читателя 21 века языком. Но её содержание за три столетия не устарело: люди, познавшие Христа, всё так же желают показать неверующим путь спасения.
В пьесе есть конфликт, без которого не обходились трагедии эпохи классицизма — между долгом и чувством.
Дочерний долг велит Пламене быть на стороне упрямого отца, который хранит верность языческим богам. Но душа её тянется к свету истины. Великий князь Мстислав пытается убедить князя-язычника не мешать дочери.
Внимай, как с ближними нам жить велел Творец!
Мы отдаём тебе и скипетр, и венец,
Сокровища твои, ключи твои от града,
Во мзду за то: спаси себя от ада!
От сердца отгони сгущающуся ночь,
Крещенье пусть твоя познает дочь.
Пламена и её служанка принимают крещение. Тем временем её отец-язычник находит в Киеве сторонников и поднимает бунт против великого князя. Христианская дружина Мстислава Владимировича одерживат победу. Но когда отца Пламены приводят на площадь для суда, тот, пользуясь добрым к нему отношением, убивает Позвезда, младшего брата Мстислава Владимировича. Тем самым он губит и счастье своей дочери, которая полюбила Позвезда и уже собиралась выйти за него замуж.
Жестокий, коварный отец Пламены в пьесе — само олицетворение язычества.
Великий князь Мстислав Владимирович искренне, глубоко верит в Бога, и поэтому финал трагедии Хераскова не кажется беспросветным.
Кто мечет гром с небес и бури укрощает,
Кто движет океан и ветрам запрещает,
Тот варварски сердца кипящия пред Ним,
Коль хочет, усмирит дыханием одним.
Михаил Матвеевич Херасков, писатель и драматург эпохи Просвещения, основатель первых московских театров, вывел на сцену привлекательный образ русского князя-христианина. В его пьесе Мстислав Владимирович добр, великодушен, справедлив — недаром народ прозвал его Мстиславом Великим.
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Город Козельск
Есть в России такие места, о которых должен знать каждый, любящий свое Отечество, человек. Город Козельск в истории России может стоять в этом ряду одним из первых. Родившийся на год раньше Москвы, он не соперничает с ней столичным уровнем, а вот мужеством и стойкостью отличается с самых древних веков. Именно поэтому ему присвоено звание «Город воинской славы России». Но есть рядом с Козельском и то место, где куётся щит победы нашей страны на духовном фронте — это Оптина Пустынь. И в наши дни эти два, значимых для России, места, слились в одно целое. О том, как поддерживал город Козельск Оптину, и как Мужской монастырь Оптина Пустынь в наши дни развивает этот «злой город», наша программа.
Все выпуски программы Места и люди