
Из истории отечественной литературы известно, что в 18 веке жил драматург, которого называли «русским Шекспиром». Яркие сюжеты для своих трагедий он брал из истории родной страны.
Сегодня мы говорим о князе Мстиславе Владимировиче и пьесе Михаила Хераскова «Пламена».
В 1125 году князь Мстислав Владимирович, после смерти отца, Владимира Мономаха, унаследовал великокняжеский престол в Киеве.
Трудно было на Руси, раздираемой междоусобными войнами, добиваться объединения земель и мира. Это хорошо показано в пьесе «Пламена Михаила Хераскова.
Пламена — имя дочери одного из удельных князей, не желавшего подчиняться великому киевскому князю. Отец Пламены попал в плен и вместе с дочерью был приведён в Киев. Великий князь Мстислав Владимирович отнёсся к пленникам милостиво и окружил почти отеческой заботой. Как говорит Пламена отцу: «Не в плен мы введены, но в царские чертоги».
Великий князь Мстислав и его брат, которого в пьесе зовут Позвезд, — христиане. Не так давно они приняли святое крещение и желают просветить соседей — язычников. Мстислав Владимирович рассказывает пленному князю, что ещё в 1-м веке на киевских холмах побывал апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, и водрузил крест на месте будущего Киева. Тем самым ещё много веков назад был преподпределён христианский путь Руси.
Давно небесный знак в сем граде положён,
И крест на сей горе Андреем водружён;
На коем видел свет Исуса пригвожденна,
Кем сила адская и злоба побежденна,
Которой множеством исполнив мир чудес,
За грешных пролил кровь, и умер, и воскрес!
Сего Спасителя уже познали многи,
Он славою гремит, трепещутъ ваши боги…
Трагедия Хераскова «Пламена» написана несколько тяжеловесным для читателя 21 века языком. Но её содержание за три столетия не устарело: люди, познавшие Христа, всё так же желают показать неверующим путь спасения.
В пьесе есть конфликт, без которого не обходились трагедии эпохи классицизма — между долгом и чувством.
Дочерний долг велит Пламене быть на стороне упрямого отца, который хранит верность языческим богам. Но душа её тянется к свету истины. Великий князь Мстислав пытается убедить князя-язычника не мешать дочери.
Внимай, как с ближними нам жить велел Творец!
Мы отдаём тебе и скипетр, и венец,
Сокровища твои, ключи твои от града,
Во мзду за то: спаси себя от ада!
От сердца отгони сгущающуся ночь,
Крещенье пусть твоя познает дочь.
Пламена и её служанка принимают крещение. Тем временем её отец-язычник находит в Киеве сторонников и поднимает бунт против великого князя. Христианская дружина Мстислава Владимировича одерживат победу. Но когда отца Пламены приводят на площадь для суда, тот, пользуясь добрым к нему отношением, убивает Позвезда, младшего брата Мстислава Владимировича. Тем самым он губит и счастье своей дочери, которая полюбила Позвезда и уже собиралась выйти за него замуж.
Жестокий, коварный отец Пламены в пьесе — само олицетворение язычества.
Великий князь Мстислав Владимирович искренне, глубоко верит в Бога, и поэтому финал трагедии Хераскова не кажется беспросветным.
Кто мечет гром с небес и бури укрощает,
Кто движет океан и ветрам запрещает,
Тот варварски сердца кипящия пред Ним,
Коль хочет, усмирит дыханием одним.
Михаил Матвеевич Херасков, писатель и драматург эпохи Просвещения, основатель первых московских театров, вывел на сцену привлекательный образ русского князя-христианина. В его пьесе Мстислав Владимирович добр, великодушен, справедлив — недаром народ прозвал его Мстиславом Великим.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер