Гостями программы «Делатели» были председатель отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ Сергиево-Посадской епархии, настоятель Спасского храма пос. Андреевка и Георгиевского храма дер. Жилино священник Дмитрий Полещук и его супруга Екатерина.
Наши гости рассказали, как и почему они решили ехать в Мариуполь для помощи тем, кто пострадал в результате боевых действий, в какой поддержке больше всего нуждаются там люди, и как получалось ее оказывать при взаимодействии с Церковью. Отец Дмитрий и Екатерина поделились, какое впечатление на них произвели местные жители и какие важные выводы они для себя сделали после возвращения.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Швейцарский поход Суворова. История подвига

Фото: Samual lim / Pexels
Еще со школьной скамьи многим знакома картина «Переход Суворова через Альпы» художника Василия Сурикова. На изображении прославленный полководец ведёт свою армию по обледенелым склонам гор, ободряя солдат и офицеров. Как же они оказались в Альпах среди снега на труднопроходимых перевалах?
После Великой Французской революции и свержения монархии, новая Французская республика, возглавляемая Законодательным собранием и Национальным конвентом, решила расширить пределы своих владений. С этим не были согласны многие европейские монархи, в том числе и российская императрица Екатерина II. В 1792 году была образована Первая антифранцузская коалиция, которая не смогла добиться успеха — французская армия завоевала Северную Италию, Швейцарию, левый берег Рейна и другие территории. И даже после этого Франция продолжила завоевания. В 1798 году сын Екатерины II, император Павел I, принял решение о вступлении России во Вторую антифранцузскую коалицию.
К этому моменту французскую армию в Италии возглавлял Наполеон Бонапарт, а успехи противника были настолько стремительными, что для ведения войны требовались лучшие полководцы. Поэтому из отставки вызвали генерала Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения. Полководец встал во главе объединённых сил России и Австрии. Благодаря решительным действиям армии под его предводительством территория Италии была освобождена за несколько месяцев. Однако эти успехи напугали союзницу России — Австрию, которая имела виды на итальянские территории и теперь хотела избавиться от русской армии в Италии.
В это же время часть русской армии под руководством генерала Александра Римского-Корсакова вместе с австрийскими союзниками боролась с противником на швейцарском фронте. Чтобы заставить Суворова вывести русские войска из Италии, австрийские войска под командованием эрцгерцога Карла направились в Голландию, и русский корпус генерала Римского-Корсакова остался в Швейцарии один на один с превосходящим по численности противником. Суворов оказался вынужден вывести свои силы на помощь русской армии в Швейцарию. Так, новый поход, получивший название Швейцарского, был предназначен для спасения русской армии генерала Римского-Корсакова. Для этого войскам Суворова было необходимо пробиваться через горные перевалы Альп, вступая в бои с французами. Генерал попросил австрийцев лишь об одном — предоставить ему мулов и провиант для горного похода, но и тут союзники подвели. Мулы и провиант были доставлены не вовремя и в недостающем объеме, но ждать дольше Суворов не мог. 24 сентября 1799 года его армия с боем преодолела перевал Сент-Готард. Военные продвигалась по узким горным тропам, теряя мулов, лошадей, испытывая недостаток в продовольствии и вступая в бои с противником. 28 сентября армия Суворова достигла деревни Муототаль, где полководец узнал страшную новость: они не успели, и французы разгромили армию Римского-Корсакова. Сам Суворов оказался в ловушке. Горная долина Муотаталь была окружена французами.
В тот день на военном совете Суворов сказал офицерам: «Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск...<...> Мы на краю пропасти! Но мы русские! C нами Бог!» После этого полки генерала, с победоносными боями, преодолели гору Паникс и добрались до швейцарского города Кур, где стояли союзные войска. Семнадцатидневный поход был окончен: Суворов смог сохранить свою армию. Император Павел I присвоил полководцу звание «генералиссимуса».
Сегодня в Альпах на пути, который когда-то прошла армия непобеждённого полководца, на отвесной скале можно увидеть огромный высеченный крест в память о тех, кто не вернулся из Швейцарского похода. А еще это памятник мужеству и верности русских военных, посвятивших свою жизнь служению России.
Все выпуски программы Открываем историю
Чудов монастырь. История исчезнувшей святыни

Эта история началась в далёком 1357 году, когда московским княжеством правил Иван II — отец князя Дмитрия Донского. Из Золотой Орды, монгольского государства, покорившего Русь ещё в XIII веке, в Москву пришли недобрые вести: ослепла Тайдула, мать хана Джанибека. И повелитель Орды требовал, чтобы русский митрополит приехал в Сарай, ордынскую столицу (сейчас это территория Астраханской области), и исцелил больную.
Уповая на милость Божью, владыка Алексий покорился воле хана. По его молитвам Тайдула выздоровела. В благодарность за своё исцеление она пожаловала митрополиту ханский двор, расположенный в Московском Кремле. В память о случившемся митрополит Алексий решил основать на бывшем ханском дворе монастырь и заложил каменный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Именно в день воспоминания об этом событии, случилось исцеление Тайдулы.
Чудо в Хонех произошло в IV веке во Фригии, на территории современной Турции, когда храм Архистратига Михаила был спасён от язычников, решивших соединить русло двух рек и направить на храм. Но явился Архистатиг Михаил и ударом жезла сделал в горе рядом с храмом расщелину, куда и устремился речной поток. С тех пор это место стало называться «Хоны» — с греческого «расщелина». А на старом ханском дворе в память об этом событии появился Чудов монастырь.
Основатель монастыря — митрополит Алексий умер в 1378 году. Спустя полвека были обретены его нетленные мощи, и владыку причислили к лику святых. При царе Иоанне III в XV веке к храму Чуда Архистратига Михаила пристроили придел во имя святителя Алексия, где установили раку с мощами святого.
Расположенный в самом сердце России, Чудов монастырь не раз становился свидетелем разных вех русской истории, например, событий Смутного времени. Существует версия, что иноком монастыря был будущий Лжедмитрий I — Григорий Отрепьев, выдававший себя за выжившего царевича Дмитрия. Позднее, в этих же стенах поляки заточили и заморили голодом патриарха Гермогена. Перед смертью он рассылал из темницы по разорённой русской земле грамоты, где просил народ объединиться против общего врага. Смута закончилась в 1613 году, когда на русское царство был избран Михаил Фёдорович Романов. Не прошло и двадцати лет, как в Чудовом монастыре крестили наследника царя Михаила — Алексея.
Серьёзным испытанием для монастыря стала осень 1812 года. Наполеон взял Москву — и кремлёвские храмы и монастыри подверглись разорению и поруганию. В алтаре соборного храма Чуда Архистратига Михаила французы устроили спальню маршала Даву. Вскоре войска Наполеона оставили Москву, и в городе начались долгие восстановительные работы. Разорённый Чудов монастырь отреставрировали в 1814 году.
Многовековая история монастыря оборвалась в 1930-м году. Русская святыня была уничтожена большевиками. В 2020-м на месте исчезнувшей обители открылся музей археологии Чудова монастыря. Часть сохранившихся фресок собора Чуда Архистратига Михаила сейчас выставляется в музее Андрея Рублёва и в Третьяковской галерее, где каждый может приобщиться к истории обители.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 57. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас в своей жизни не сталкивался с несправедливостью? Кто не мечтал о том, чтобы всё было честно и по совести? И тем не менее жизнь зачастую диктует совершенно другие правила, так что люди оказываются вынуждены годами пребывать в явно несправедливых ситуациях, не имея никакой возможности их исправить. Но как же им быть, если они хотят воспринять несправедливую ситуацию по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в 57-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 57.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Вряд ли человек способен вспомнить, когда он впервые столкнулся с несправедливостью. Если вы попробуете — задумаетесь надолго. Мне кажется, проблема здесь в том, что ощущение несправедливости довольно субъективно и рождается в глубоком детстве. Например, когда мы думаем, что другому достался лучший кусок пирога, что яблоко у него больше и слаще... Или напротив, когда мы уверены, что наказание за шалость, которое мы терпим, несопоставимо больше, чем то, которое терпят другие.
Так или иначе, вырастая, мы принимаем правила жизни как правила игры, в которой важно, если не выиграть, то по крайней мере не упустить своего. При этом эгоизм, который в нас живёт, помноженный на нашу неспособность заглянуть в душу другого человека, обычно мешает увидеть, что и мы можем быть источником несправедливости для другого. Да и в конце концов в реальной жизни всё бывает так запутано, что ответственных найти очень трудно. Ведь не только многие психологические, но и нравственные проблемы человека оказываются родом из его детства. Впрочем, многие, не означает все.
Псалом, который мы услышали, представляет собой плач Давида о несправедливости судей или правителей земли. Исходя из текста, будущий царь составил его в тот период жизни, когда был гоним и до его воцарения в Иерусалиме было ещё очень далеко.
Примечательно, что псалом начинается не с прямых обвинений, но с вопросов, которые кажутся риторическими. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? Хотя несправедливость может быть совершенно очевидной окружающим, Давид предлагает тем, кто несправедлив, задуматься над собственными действиями. Как это часто бывает, такие люди мнят себя чуть ли ни богами, и псалмопевец специально называет их сынами человеческими, чтобы они не забывали о своём подлинном месте. И будто бы для того, чтобы им легче было вспомнить о своих злодеяниях, Давид прямо указывает им на их грехи, к которым они обращаются буквально с детства. Эта мысль может кого-нибудь смутить, ведь мы сегодня воспринимаем детей как безгрешных ангелов. Однако последствия грехопадения неизбежно касаются всех и довольно рано человек может чувствовать пробуждение того же эгоизма, превозношения, жестокости... готовности существовать за счёт других. Воспитание может корректировать это, может, наоборот, усугублять, но и сам человек постепенно осознаёт себя и выбирает, каким ему быть. Зачатки проблем могут быть в детстве, но и всё перекладывать на тех, кто тебя растил и был рядом, никак нельзя. Неслучайно, те, о ком говорит Давид, и заблуждаются — то есть совершают то, в чём нет вины, и говорят ложь — за которую уже ответственны.
Бытовая несправедливость может разрешаться по-разному — прощением или возмещением убытков... Но что делать с теми примерами несправедливости, которые несопоставимы с масштабами отдельной человеческой жизни, которые совершенно деморализуют простого человека и лишают его последних сил? Ответ Давида прост: единственная помощь — это молитва и вера в Бога, который в итоге Своей силой и Своей любовью восстановит высшую справедливость — и сердце того, кто стремился к правде, будет утешено.