Недавно мы были с детьми в музее Пушкина на Пречистенке, и там нам показали замечательную коллекцию редких книг и гравюр. Ее передал музею Павел Викентьевич Губар, известный коллекционер и библиофил. Родился он до революции, а умер в 1976 году, захватив в своей жизни все основные бурные события ХХ века в России – революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны, сталинские репрессии и оттепель… Все эти годы он кропотливо собирал артефакты, относящиеся к истории русской культуры, передавая затем собранное в российские музеи. И меня поразил один факт его биографии: Губар пережил блокаду Ленинграда. Насколько тяжелое это было время – известно всем, не стоит и объяснять… Так вот, за время блокады он не только ничего не утратил из своих коллекций – он, что более важно, ничего не приобрел. В вымирающем Ленинграде, где старые петербуржцы отдавали бесценные книги и картины за ломоть хлеба или килограмм картошки, этот человек не позволял себе наживаться на беде людей – а ведь в лихие времена, чего греха таить, иные делали себе состояния… Из биографии Губара неясно, был ли он воцерковленным христианином – но ясно, что был он человеком благородным.
Само это понятие – «благородство» - основательно забыто в наши дни. Оно относится к самым простым вещам, которые для наших предков были естественны, а для нас уже порой непосильны: беречь честь смолоду, держать данное слово, самому погибать – товарища выручать, не злословить, уважать в споре мнение оппонента… Естественные человеческие добродетели, не имея которых, так трудно понять добродетели христианские.
Случается с нами такое, что мы, что мы, еще хорошенько не освоив уровень простых человеческих терпимости, порядочности, ответственности, пытаемся прыгнуть на более высокую ступень – небесную, и нередко срываемся. Возможно, если мы, современные люди, попытаемся понять, что такое – благородство, как оно двигало поведением наших предков и почему исчезает, вырождается в наши дни, а тем более – попытаемся примерить его к нашей повседневной жизни, то поймем, к чему именно призывает нас Церковь Христова.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема